К концу последнего тысячелетия до н.э. Средне-Западный регион Анатолии становится свидетелем возрождения Лидийской, Ликийской и Карийской цивилизаций. Карийцы, восходящие своими корнями к Лелегрейцам совершили поселения на земли Анатолии еще во времена Миносской цивилизации, а лидийцы и ликийцы были расценены как местное население этих земель.
Столица Ликии Ксантос представил самые примичательные произведения этой самобытной цивилизации (600-200 до н.э.).
Сардес, вобравший в себя самые примечательные образцы греческого искусства, встречающихся в Анатолии, являлся столицей Лидии.
Продолжающийся спор о том, что лидийцы чеканили медные монеты первыми, все еще в стадии гипотезы, однако, вершиной этой цивилизации, находящейся в долине вдоль реки Пактае (река Гедиз)- золотой реки - являлась центром легендарного царя Крезуса. Памятник - мавзолей персидского губернатора Маусолеуна, является одним из семи чудес света и находится в Халикарносе (Бодрум).
Афродисиас - один из красивейших и богатейших городов античного мира, великие имена, которые породила анатолийская земля, - Диоген, Страбон-всех не перечислить.
Итак не следует удивлятся источникам культуры и науки древней эллинистической цивилизации, которые зарродились на анатолийской земле. Философия, математика, геометрия, астрономия, астрология, живопись, скульптура, мозаика, керамика а также другие почти все области науки и искусства достигшие высочайшего уровня анатолийской культуры явились результатом синтеза культур.
Персидское нашествие. К концу 7 столетия до н.э., медийцы вскоре после захвата Месопотамии уступив свое место персам, эфеменидского происхождения покинули историческую арену. С начала 5 столетия, персы, оккупировавшие Анатолию, в особенности в годы правления императоров Сирриуса и Ксеркса, которые вели захватнические войны с Грецией - при Марафоне, Саламине, Платеях вынуждены были довольно скоро прекратить их. Однако, гегемонию над анатолийскими землями сохраняли до 4 столетия до н.э..
Эпоха эллинизма и после: Александр Великий, проплыв Дарданеллы вступил на Анатолийскую землю и способствовал зарождению периода высокой цивилизации. Александр, неоднократно побеждавший царя Дария, стер со страниц истории Великую Персидскую Империю, и распространяя свое владычество до самой Индии, ступая одной ногой на Восток, ее цивилизацию добился преклонения перед собственным именем; в Египте ему поклонялись как сыну бога Амона, в персидских странах Александру поклонялись иначе, называя его Проскинесом . Более того, Александр сумел ускорить новый уровень синтеза искусств востока и запада. Пергамское Королевство (283-133 до н.э), во владения которого входили Элья и Ионья, будучи греческого происхождения, строились после смерти Александра Великого и добились высочайшей цивилизации, построив самые лучшие города сегодняшней Анатолии - Иерополис, Анталья и др. Королевство Понтиус и страна Батинья, тяготеющая к востоку и идушие путем синтеза обогатили культуру тысячами и тысячами ценнейших произвведений.
Специфика эллинистического искусства в развитии всех художественных форм. Искусство эллинистической эпохи было связано с успехами архитектуры градостроительства. Возникает ионическая архитектурная школа, строятся храмы непревзойденной красоты - Артемисион, Дидема, Эуромос и др., и города - Приэне, Милетос, Теос, Магнезиа и др. В Эфесе и Пергаме начинается период расцвета цивилизации. С изобретением пергамента в Пергаме библиотека обогощается 200 000 томами. В этот период Пергама превращается в один из крупных научных центров.
|