Развлечения Турции

"Красные фонари" останутся на месте

News image

Гости Турции, приезжающие в эту страну за, скажем так, специфическими удовол...

Развлечения

News image

Рыбацкая деревушка Фетхие за последние пятнадцать лет превратилась в популярны...

Экскурсии и развлечения в Турции

News image

В Турции созданы все условия для получения разнообразного отдыха. Проведем неб...

Культура Турции

Турецкая музыка

News image

В Османской империи военные оркестры были важным элементом штурмовой тактики к...

Баглама

News image

Если постараться выразить анатолийскую музыку в одном инструменте, то на ум, п...

Религия Турции

News image

Путешествие в мусульманскую страну предоставляет туристам уникальный шанс побл...

Погода


История Турции
ТУРЦИЯ - Исторические факты

история турции

Доосманский период.

История собственно Турции берет свое начало с 11 в., когда в Малую Азию проникли тюркские племена. Однако задолго до этого, в течение нескольких тысячелетий, территория Турции была одним из очагов развития цивилизации и местом контактов Востока и Запада. Самое раннее из крупных государств в регионе было создано хеттами, в период приблизительно с 1850 до н.э. до 1200 до н.э. хетты захватили значительную часть территории Малой Азии. Соперником Хеттского государства была хурритская держава Митанни, земли которой располагались к востоку, в районе оз. Ван. Хеттское царство было опустошено варварами, после чего Анатолия погрузилась во мрак. Остатки хеттов основали новое государственное образование на землях близ границы между современными Турцией и Сирией.

Позднее на месте древнего Хеттского царства возникла монархия Фригия. Фригийцы, родственники фракийцев, населявших нынешнюю европейскую часть Турции, были предками армян. Приблизительно в то же время на смену Митанни пришло государство Урарту, имевшее весьма непростые отношения со своим могущественным соседом Ассирией.

Около 700 до н.э. Фригия и Урарту были опустошены пришедшими с севера, со стороны Кавказа, кочевниками-киммерийцами. На месте Фригии появились несколько государств, самым могущественным из которых была Лидия.

Еще одним центром античной культуры было побережье Эгейского моря. Гомеровская Троя была всего лишь одним из 46 самостоятельных городов, история которых восходит приблизительно к 3000 до н.э., а собственно греческая цивилизация зародилась отнюдь не в самой древней Греции, а в ионийских греческих колониях на анатолийском побережье.

В 6–5 в. до н.э. территория Турции была захвачена персами и оставалась под их властью вплоть до вторжения войск Александра Македонского в 334 до н.э. При преемниках великого полководца Малая Азия раскололась на несколько небольших государств, самыми крупными из которых были Пергам, Вифиния, Понт и Армения. В этот период начинается проникновение в Азию усилившегося Рима, который к середине 1 в. до н.э. захватил или подчинил себе все земли региона. Независимость сохранила только Армения, превратившаяся в буфер между Римом и Парфянским царством.

В течение следующего тысячелетия как европейская, так и азиатская части современной Турции входили в состав Римской империи. После ее раздела на Восточную и Западную территория Турции вошла в состав (а позднее составила основу) Восточной Римской, или Византийской империи. Большая часть Турции оставалась под властью Византии вплоть до вторжения тюрок-сельджуков в 11 в.

Сельджуки представляли собой ветвь племен тюрок-огузов, населявших азиатские степи от Монголии до западных областей Древней Руси. В 10 в. группа тюрок под предводительством Сельджука поселилась в междуречье Амударьи и Сырдарьи. Вскоре сельджуки устремились на запад, завоевывая новые территории. К 1050 они подчинили себе Афганистан, области к северу от него и Центральную Персию и начали набеги на пограничные земли халифата Аббасидов, столицей которого был Багдад.

В начале 11 в. тюркские племена стали проникать во все большем числе в Малую Азию. К середине 11 в. теснимые в Центральной Азии, но окрыленные успехами на Среднем Востоке, они двинулись в нее мощным потоком, ведомые потомками Сельджука, в частности Тогрул-беком, который в 1055 отнял Багдад у ослабевшей династии Буидов. Халиф, духовный глава мусульман, даровал Тогрул-беку титул султана, что делало его фактически светским правителем и защитником рубежей и земель державы Аббасидов.

Племянник Тогрул-бека Алп-Арслан, охраняя северные границы владений сельджуков на Среднем Востоке, разбил в 1071 византийские войска в битве при Манцикерте, недалеко от оз. Ван, на востоке Малой Азии. Поражение полностью подорвало господство над Анатолией Византийской империи. Тюркские авантюристы, отряды кочевников, мелкие князья и поселенцы устремились на новые места. Управление новыми мусульманскими землями было поручено сельджукскому князю Сулейману, который в итоге порвал связи с прежним Сельджукским государством и основал в Малой Азии свое собственное царство. Со временем столицей сельджукского Румского султаната стала Конья (древний Иконий), расположенная на юге центральной Анатолии.

Натиск сельждуков был столь мощным, что император Византии пришел к выводу о безнадежности своего положения без значительной поддержки со стороны христианских стран и обратился к ним за помощью, что и послужило поводом для организации 1-го крестового похода. Тем не менее тюрки удержали власть над Малой Азией.

Воинственные представители мусульманского населения приграничных районов, известные как гази (участники религиозных войн мусульман против «неверных»), объединились с целью освоения новых земель. Они оказывали друг другу поддержку в осуществлении набегов на христианские земли и в выбивании денег из заинтересованных правителей. В горах Тавр и вдоль всей границы с Византией гази пользовались значительной свободой и пресекали все попытки сельджуков установить над ними контроль или обложить их данью. Главным оплотом гази стал Сивас в Восточной Анатолии; его дополняли также города Амасья, Кайсери, Анкара и Малатья.

К середине 12 в. правнук Сулеймана Кылыч-Арслан II установил свой сюзеренитет над большинством владений гази в Анатолии. После его смерти в 1192 сельджукские правители Румского (Конийского) султаната создали в Малой Азии исламское государство.

Османская (Оттоманская) империя.

Эта империя была создана тюркскими племенами в Анатолии и существовала с эпохи заката Византийской империи в 14 в. вплоть до образования Турецкой республики в 1922. Ее название происходило от имени султана Османа I, основателя династии Османов. Влияние Османской империи в регионе начало постепенно утрачиваться с 17 в., окончательно она распалась после поражения в Первой мировой войне.

Современная Турецкая республика ведет свое начало от одного из бейликов гази. Создатель будущей могучей державы, Осман (1259–1324/1326), унаследовал от своего отца Эртогрула небольшой пограничный удел (удж) Сельджукского государства на юго-восточной границе Византии, недалеко от Эскишехира. Осман стал основателем новой династии, а государство получило его имя и вошло в историю как Османская империя.

Турецкая Республика после военного переворота 1960.

Руководители военного переворота ставили своей целью вернуть Турцию и турецкое общество на путь развития, намеченный реформами Ататюрка, в частности, восстановить в полном объеме принципы светскости и государственного регулирования в экономическом развитии страны. Переворот возглавил генерал Джемаль Гюрсель, занявший пост председателя Комитета национального единства. Члены правительства, в том числе, Баяр и Мендерес, и большинство депутатов парламента от Демократической партии были арестованы. Сам Мендерес, а также министры иностранных дел и финансов его правительства были отданы под суд, признаны виновными и казнены.

В январе 1961 правительство военных восстановило свободу прессы и разрешила политическую деятельность. В конце того же года были проведены выборы в соответствии с новой конституцией. Генерал Гюрсель стал президентом Второй Турецкой республики. Бывший президент Исмет Иненю, лидер Народно-республиканской партии, поочередно возглавлял три коалиционных правительства вплоть до февраля 1965, когда его партия потерпела поражение на парламентских выборах. В новом коалиционном кабинете министров, где ведущую роль играла Партия справедливости, его сменил Суат Хайри Ургюплю. Партия справедливости, хотя и считалась наследницей Демократической партии, торжественно обещала хранить верность целям революции 1960. К октябрю 1965 Партия справедливости настолько окрепла, что смогла сформировать свое собственное правительство во главе с премьер-министром Сулейманом Демирелем.

Экономическое развитие Турции, с одной стороны, опиралось на концепцию «смешанной экономики» (концепцию сотрудничества и конструктивного взаимодействия государственного и частного секторов, которая обеспечивала участие государства в экономике в условиях, когда достаточно высокого уровня развития достиг предпринимательский сектор страны) и планирования (директивного в отношении части экономики, контролировавшейся государством, и индикативного для частного бизнеса), а с другой – протекало в рамках стратегии импортзамещения. Важным шагом в направлении ее реализации стало подписание в 1967 соглашения с СССР, в соответствии с которым советская сторона предоставила Турции экономическое и техническое содействие в сооружении ряда базовых промышленных объектов, в том числе, металлургического и алюминиевого, нефтеперерабатывающего и химического заводов. Экономическое развитие страны в тот момент характеризовалось устойчивыми темпами роста при одновременном сокращении использования внешних источников финансирования. Благополучие в сфере внешней платежеспособности удалось обеспечить и за счет начавшегося поступления в страну валютных переводов от турок, которые с начала 60-х годов стали выезжать на заработки в страны западной Европы, в первую очередь, в Германию. Но рост цен на нефть в 1973–1974 нанес тяжелый удар по национальной экономике. Страна вновь столкнулась с ростом дефицита по счету текущих операций. Политически неустойчивые правительства, находившиеся у власти в Турции во второй половине 70-х, стремились всячески предотвратить рост цен на топливо на внутреннем рынке, используя значительные суммы субсидий на покрытие разницы между ценами внутреннего и внешнего рынка. В итоге обострилась проблема бюджетного дефицита. В конце 70-х экономическое развитие страны происходило в условиях резкой нехватки валюты и высокой инфляции. Реакцией на эти проблемы стало вынужденное сокращение импорта нефти, за чем последовал спад производства – в 1979 экономика страны оказалась в кризисе, постепенный выход из которого начался только в 1981.

В 1970-х годах страна вступила в период и затяжного политического кризиса. Партия справедливости победила на выборах 1969, но вскоре правительство Демиреля столкнулось с выступлениями студентов, волнениями рабочих и терроризмом со стороны как левых, так и правых группировок. В марте 1971 под угрозой вмешательства военных правительство ушло в отставку. Было введено чрезвычайное положение, и на протяжении следующих 30 месяцев в Турции у власти сменились несколько «надпартийных» коалиционных правительств.

В апреле 1973 президентом был избран сенатор и бывший генерал Фахри Корутюрк. В преддверии всеобщих выборов, назначенных на октябрь, чрезвычайное положение было отменено. Относительное большинство голосов на выборах получила Народно-республиканская партия, а ее лидер Бюлент Эджевит в результате продолжительных переговоров сформировал коалиционный кабинет министров.

Заметные изменения произошли во внешней политике Турции. Укрепляя всеобъемлющие связи с Западом – и военно-политические, и экономические, – Турция в 1963 подписала соглашение о своем присоединении к европейскому «Общему рынку» в качестве ассоциированного члена. Однако очередная вспышка кипрского кризиса в 1964, вооруженные столкновения между гpeческим и турецким населением обострила до предела турецко-греческие отношения. Провозглашение в 1960 Республики Кипр на основе Цюрихско-Лондонских соглашений создало возможности для вмешательства Великобритании, Греции и Турции во внутренние дела Республики Кипр вплоть до ввода на остров иностранных войск в случае нарушения установленного соглашениями государственного устройства. Конфликт встревожил руководство НАТО, президент США Л.Джонсон оказал на Турцию давление, стремясь ограничить ее участие в возможном конфликте. В итоге турецкие вооруженные силы, кроме бомбардировок Кипра, не предприняли каких-либо действий. Однако позиция Джонсона подорвала веру турецких руководителей в готовность своих союзников по НАТО защищать любые их интересы. Эта переоценка несомненно, повлияла на внешнюю политику последующих правительств Турции, способствовала её большей разносторонности и сбалансированности.

В 1974 с новой силой разгорелся многовековой греко-турецкий конфликт, источником которого послужил переворот на Кипре, где в течение длительного времени существовали трения между двумя ведущими общинами – греческой и турецкой. Поводом стало свержение правительства греков-киприотов, придерживавшегося курса на независимость страны, Национальной гвардией греков-киприотов, которая выступила за объединение с Грецией. В ответ правительство Эджевита направило на остров войска, с тем чтобы предотвратить его аннексию Грецией. Эти войска захватили северную треть острова, создав там зону безопасности для составляющих этническое меньшинство турок-киприотов. В результате Кипр оказался разделенным на две части.

Несмотря на популярность своих силовых действий во время кипрского кризиса, в сентябре 1974 блок Эджевита распался. В течение следующих шести лет во главе различных коалиционных правительств и правительств меньшинства сменялись Эджевит и Демирель. Но им не удалось эффективно бороться против нараставшего терроризма со стороны как левых, так и правых экстремистов и справиться с продолжавшимся кипрским кризисом и экономическими трудностями.

12 сентября 1980 командующие вооруженными силами осуществили еще один бескровный переворот. Ими был сформирован Совет национальной безопасности во главе с начальником генерального штаба генералом Кенаном Эвреном. Совет приостановил действие конституции, распустил парламент, ввел чрезвычайное положение. Были проведены многочисленные аресты среди лиц, подозреваемых в терроризме, и среди левых профсоюзных деятелей, политиков, членов экстремистских группировок. Для исполнения текущих обязанностей было сформировано гражданское правительство во главе с адмиралом в отставке Бюлентом Улусу.

В ноябре 1982 была принята новая конституция, которая предусматривала сильную президентскую власть и объявляла Кенана Эврена президентом. В ноябре 1983 были проведены парламентские выборы, от участия в которых были отстранены партии, существовавшие до 1980. На выборах победила Партия отечества, сформированная сторонниками Тургута Озала, экономиста-рыночника, занимавшего пост заместителя премьер-министра по экономическим вопросам в течение первых двух лет военного режима. В декабре 1983 Озал был назначен премьер-министром. По окончании полномочий Эврена в ноябре 1989 Озал был избран на пост президента страны.

В 1984 сепаратисты из Рабочей партии Курдистана начали вооруженную борьбу за создание независимого государства на территории Курдистана, в состав которого должна была войти юго-восточная часть Турции. В конце 1980-х – начале 1990-х годов курдские повстанцы постоянно нападали на турецкие военные объекты, а правительственные войска атаковали курдские базы и деревни на юго-востоке Турции и на севере Ирака.

В 1987 был снят запрет на деятельность политических партий, существовавших до 1980, а в парламентских выборах в ноябре 1987 было разрешено участвовать всем некурдским политическим партиям, включая Партию верного пути Демиреля и Социал-демократическую народническую партию. Большинство мест в парламенте на этих выборах получила Партия отечества.

После вторжения иракских войск в Кувейт в августе 1990 Турция присоединилась к эмбарго ООН в отношении Ирака, закрыв проходящие по территории Турции нефтепроводы для транспортировки иракской нефти. Кувейтское правительство в изгнании согласилось компенсировать Турции потери от этой акции. В ответ на дополнительную помощь со стороны Кувейта, составившую ок. 300 млн. американских долларов, Турция разрешила вооруженным силам США использовать военные базы на своей территории во время войны в Персидском заливе в 1991.

На выборах в октябре 1991 Партия отечества утратила абсолютное большинство в парламенте. Наибольшее число мест завоевала Партия верного пути, за ней шла Партия отечества, а третьей по числу мандатов была Социал-демократическая народническая партия. В ноябре Партия верного пути и Социал-демократическая народническая партия сформировали коалиционное правительство во главе с С.Демирелем.

В начале 1993 президент занялся активной внешнеполитической деятельностью. В феврале Озал посетил балканские государства, где объявил об исторической ответственности Турции перед балканскими мусульманами и оказал им моральную поддержку в борьбе с сербами. В апреле Озал посетил Азербайджан, а также другие тюркоязычные республики бывшего СССР, высказавшись в защиту позиции Азербайджана в его вооруженном конфликте с Арменией. Озал скоропостижно скончался 17 апреля 1993 от сердечного приступа. 16 мая 1993 парламент избрал новым президентом Турции Сулеймана Демиреля. Место лидера Партии верного пути заняла Тансу Чиллер, ставшая первой в истории Турции женщиной премьер-министром. Она вступила в должность в июле, возглавив коалиционное правительство, сформированное при участии Социал-демократической народнической партии.

В 1994 в стране разразился валютно-финансовый кризис, ставший итогом открыто проводившейся с конца 80-х годов политики экономического популизма, целью которой являлось поддержание экономического роста в стране за счет искусственного расширения емкости внутреннего рынка. Кризис и последовавшая за ним девальвация турецкой лиры, которая привела падению ВВП и снижению доходов большинства населения, во многом предопределили победу на выборах в декабре 1995 религиозной оппозиционной Партии благоденствия. Возглавляемая исламистом Неджметтином Эрбаканом, она получила относительное большинство голосов (21%), но при этом ни одна партия не получила достаточно мандатов, чтобы сформировать правительство. После нескольких месяцев политических маневров Эрбакан и Чиллер пришли к соглашению о создании коалиционного правительства. 28 июня 1996 Эрбакан стал премьер-министром от исламистской партии, что случилось в Турции впервые со времен Первой мировой войны.

Внутри страны Эрбакан поддерживал усиление влияния ислама, а на международной арене проводил политику на сближение с Ираном и другими мусульманскими государствами. Встревоженный таким развитием событий, Совет национальной безопасности, в котором преобладают военные, в марте 1997 предъявил Эрбакану перечень из 20 требований, включавших ограничение деятельности религиозных организаций, строгое следование законам, запрещающим ношение религиозной одежды в общественных местах, закрытие ряда духовных школ, свертывание отношений с Ираном и обеспечение независимости судебной системы. Опасаясь возможности очередного военного переворота, Эрбакан принял требования Совета национальной безопасности.

В июне 1997 возглавлявшаяся Эрбаканом коалиция распалась, и ему пришлось уйти в отставку. В июле было сформировано новое правительство из представителей оппозиционной Партии отечества и двух мелких партий: Демократической левой и Демократической партии Турции, которые оттеснили от власти более крупные Партию благоденствия и Партию верного пути из прежнего блока. Премьер-министром был назначен лидер Партии отечества Месут Йылмаз, обещавший возвращение к светским духовным ценностям. В период пребывания у власти правительства М.Йылмаза было принято решение о совмещении сроков проведения парламентских и местных выборов. Датой их проведения было назначено 18 апреля 1999. 25 ноября 1998 правительство Йылмаза под давлением оппозиции было отправлено в отставку. В январе 1999 Б.Эджевит, возглавлявший входившую в правительственную коалицию Демократическую левую партию (ДЛП), сформировал новое правительство меньшинства, которое и оставалось у власти до 18 апреля. По итогам выборов наибольшее число голосов набрала партия Эджевита, который таким образом возглавил коалиционное правительство, куда, помимо лидеров ДЛП, вошли также представители Партии националистического движения (ПНД) и Партии отечества (ПО). «Правительство согласия» предприняло попытки провести необходимые реформы в социальной и экономической областях. Его основным достижением следует считать значительный прогресс, достигнутый на протяжении первой половины 2000-го в сфере финансовой стабилизации, обрести которую Турции так и не удалось со времен кризиса 1994. В мае 2000 на должность 10-го президента Турции был избран бывший председатель Конституционного суда Ахмед Неждет Сезер.

Конец 2000 обнаружил непрочность достижений правительства на пути финансово-экономической стабильности. К тому же достоянием общественности стали разногласия президента и премьер-министра по некоторым проблемам государства и общества в Турции. В итоге в феврале 2001 в Турции разразился тяжелейший валютно-финансовый кризис. В целях стабилизации экономического положения на пост государственного министра по вопросам экономики был назначен занимавший пост вице-президента Всемирного банка К.Дервиш. Под его руководством была разработана и начала осуществляться «Программа построения сильной экономики Турции». По предложению правительства Б.Эджевита было принято решение о проведении в Турции досрочных парламентских выборов 3 ноября 2002. Итоги выборов убедительно показали степень разочарованности избирателей правившей коалицией, которая не смогла предотвратить болезненного кризиса 2001. По итогам выборов в парламент прошли лишь две партии, не имевшие отношения к управлению страной в кризисный период – происламская Партия справедливости и развития (ПСР, 34,3% голосов) и Народно-республиканская партия (НРП, 19,4% голосов). Получив 363 из 550 мест в парламенте, ПСР смогла самостоятельно сформировать правительство. Генеральный председатель ПСР Т.Эрдоган не смог возглавить правительство, поскольку в 1998 он был осужден на 10 месяцев тюремного заключения за публичное чтение стихов религиозного содержания. Судимость за идеологические преступления в соответствии с действовавшим на тот момент положением конституции являлась препятствием для избрания в парламент. Поэтому сформированное ПСР правительство возглавил ближайший сподвижник Эрдогана Абдуллах Гюль. Новый парламент, контролируемый ПСР, вскоре принял поправку к Конституции, снимавшую ограничение на право Эрдогана избираться в парламент. После избрания депутатом на промежуточных выборах в иле Сиирт, в марте 2003 он занял пост премьер-министра.

Настороженные ожидания в связи с приходом к власти на сей раз после сформирования однопартийного правительства происламской партии вскоре сменились робкой констатацией его успехов как в социально-политической так и в экономической сфере. Не оправдав опасений в экономическом популизме и политическом авантюризме, которые во многом основывались на предвыборной программе ПСР, правительство продолжило линию на развитие сотрудничества с МВФ и укрепление финансовой стабилизации, на обеспечение членства Турции в ЕС посредством укрепления в стране демократии, проявило гибкость в решении ряда застарелых внешнеполитических проблем, например, в отношениях с Грецией, Сирией, по кипрскому урегулированию. Видимо, ПСР, будучи новой партией, не связанной внешнеполитической традицией турецкого эстэблишмента, сумела в качестве партии власти с пользой для себя отказаться от определенных устаревших стереотипов и проводить более эффективную внешнюю политику. И хотя время для окончательных оценок пока еще не наступило, на данный момент следует согласиться с оценкой, высказываемыми многими наблюдателями, суть которых сводится к тому, что по иронии судьбы, кемалисты старой формации, которые на протяжении 80 лет говорили о необходимости модернизировать и вестернизировать Турцию, по многим позициям превратились в реакционеров, тогда как исламисты перехватили лидерство в осуществлении в стране реформ прозападного толка.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Какой отель выбрать?

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Достопримечательности:

News image

Сельчук

Город возник на месте знаменитого античного Эфеса, дата основания которого тер...

News image

Чатал-Хююк – самый древний город (Турция)

В 1952 году на южном краю Анатолийского плоскогорья Турции, британский археоло...

News image

Кекова – улицы затонувшего города

Каждый школьник знает, что Турция – это пятизвездочный рай для туриста, кругло...

News image

Ичмелер – море без волн

На прекрасном берегу лазурного моря, неподалеку от Мармариса, расположился неб...

News image

Гюмюшлюк – древний Миндос

Не обращайте внимания на непривычное русскому уху название, просто знайте о то...

News image

Сафранболу – здесь остановилось время

Таких городов очень мало. Городов, которые выглядят так, будто время остановил...

Едем в Стамбул:

News image

Я еду в Стамбул только для шоппинга, в каком районе лучше поселиться?

Ежегодно многие туристы приезжают в Стамбул исключительно для шоппинга. И сего...

News image

Стамбул: инструкция к пользованию

Стамбул у россиян вызывает устойчивые ассоциации с шопниками , наводнившими с...

News image

На руинах: Рождество в Стамбуле

Пушкин: Гоголь, ты в Стамбуле был? - Не был. Там Белинский и Иоанн Крестит...

News image

Стамбул краткая история

Стамбул... Это не только один из красивейших городов Турции, но также всего ми...

News image

Стамбул. Падение второго Рима

Весной 1453 года к городу под предводительством султана Мехмеда II, для которо...

News image

История Босфора

В IV в.., до н. э