Развлечения Турции

Народные фестивали

News image

Из местных фестивалей заслуживают внимания верблюжьи бои в Сельчуке (середина ...

ТУРЦИЯ.Экскурсии и развлечения

News image

Парасэйлинговых фирмочек, дайвклубов и прочих спортивно-развлекательных компан...

Турецкая баня - Hamam

News image

Отправляясь в Турцию, сделайте себе приятное, и посетите турецкую баню. Общест...

Культура Турции

Турция. ... И купол необъятный

News image

К вопросу о вере и веротерпимости. Весьма актуальному - в свете недавних артил...

Культура Турции - литература

News image

Из направлений турецкой культуры наибольшее развитие получила литература. П...

Обычаи и традиции Турции

News image

Перед тем, как отправиться на отдых в Турцию, лучше узнать о ее национальных о...

Погода


На руинах: Рождество в Стамбуле
СТАМБУЛ - Общие сведения

на руинах: рождество в стамбуле

Пушкин: Гоголь, ты в Стамбуле был?

- Не был. Там Белинский и Иоанн Креститель были.

- И как?

- Пыльный городишко. Но море и проливы морские есть.

(Из фальшивых текстов Даниила Хармса)

В мозговых нейронах наших соотечественников слово Стамбул ( Константинополь , Царьград , Второй Рим , Стамбушка ) неизбывно связывается либо с дешевыми дублеными изделиями из кожи анатолийских баранов, либо с необоримым желанием заменить полумесяц на макушке Айя-Софии на православный крест и загородить всем проезжим путь через Проливы. Дубленки и куртки - вещь, что ни говори, полезная в нашем холодном климате. Даже если тот товар, что к нам притаскивают с берегов Босфора, и оставляет желать лучшего - от русских морозов он все же спасает.

Что же касается навязчивого стремления приколотить щит к воротам Царьграда, то с этим обстоит сложнее. Почему-то ворота именно этого города приковывают к себе внимание россиян, а не Парижа или Берлина. Там тоже прибивали и водружали, но как-то в одноразовом порядке. Водрузили и успокоились. А вот Золотой Рог манит нас еще с тех времен, когда мы и православными-то еще не были. Уже полускандинав князь Олег, хитроумно воспользовавшись какими-то турусами на колесах , приколотил-таки свой щит к царьградским воротам и вынудил басилевса заплатить внушительную дань. Гордые ромеи решили, что лучше уж откупиться, лишь бы диковатые пришельцы с севера убрались восвояси.

Что было дальше - известно. По Божьему провидению или в силу исторической необходимости Константинополь пал, турки-османы водрузили на куполе Айя-Софии полумесяц. Русские же в ответ на это уверились, с подачи заезжего греческого монаха Филофея, что отныне и вовеки веков, до устроения Небесного Иерусалима, последним, Третьим Римом будет Москва, единственное хранилище истинного благочестия и геополитической византийской мудрости.

Османы тем временем построили империю, в свои лучшие времена располагавшуюся на колоссальной территории - от Эфиопии до Венгрии и от Марокко до Армении. Такое безобразие третьим римлянам, естественно, не могло прийтись по душе. Они упорно копили силы, вожделея прибить свой щит к створкам Блистательной Порты и сшибить ненавистный полумесяц с величественного купола. Мечта лелеялась самыми высокими государственными деятелями. Например, великий поэт Федор Тютчев, в бытность свою советником русского посольства в Турине, умудрился потерять портфель с посольскими шифрами и дипломатической почтой. Был за это изгнан со службы и лишен чинов. Реабилитировался он, написав брошюру о том, что всецело необходимо наконец завоевать Проливы и водрузить над Стамбулом православный крест, а сам город сделать третьей столицей Российской империи. За каковое соображение был полностью прощен Николаем I. Ему был возвращен камергерский чин и выдано внушительное денежное пособие.

И, надо сказать, мы несколько раз бывали совсем близко к осуществлению мечты. И при Екатерине Великой, и при ее внуке Николае I Палкине, и даже в разгар первой мировой войны, когда императорский Черноморский флот чуть не совершил высадку на берегах Босфора. Еще немножко, еще чуть-чуть, но... Мешали уже даже не турки, потерявшие свою мощь, а зловредные западные европейцы, при помощи мудреных политических игр все время расстраивавшие планы наследников князя Олега.

Между Россией и Турцией возникла какая-то странная любовь-ненависть, взаимное притяжение и отталкивание. В общем-то, немудрено. Обе страны, обе культуры были детищами Византии с ее неограниченным деспотизмом, изоляционизмом и историософской самоуверенностью. Даже в области искусства османы и русские по-своему развивали достижения византийцев. Русские церкви - дальние потомки творений греческих зодчих, а великий турецкий архитектор Синан в своих шедеврах, например, в мечети Сулеймание, отталкиваясь от Айя-Софии, в сущности, изменил немногое. Он просто довел крестово-купольную структуру до полного совершенства. И если уж где-то купол летит , так не в Айя-Софии, а именно в Сулеймание. А когда ходишь по залам султанского дворца Топ-Капы, то понимаешь, что, при всех разницах, понятие роскоши у османских владык и русских царей имело один корень - избыточную, запредельную роскошь двора басилевсов. Кремлевские палаты и стамбульские дворцовые киоски ближе друг к другу, чем к шедеврам западноевропейской архитектуры.

Все это великолепно почувствовал один из самых блестящих русских мыслителей прошлого столетия, Константин Леонтьев, крайний эстет и одновременно радикальнейший империалист и консерватор, глубоко ненавидевший западную демократию и западное христианство. Леонтьев много путешествовал по Балканам и Азии и знал османскую Турцию не понаслышке. В своем основном труде, Византизм и славянство , он многократно настаивает на сходстве государственного правления в Порте и в Российской империи, говорит о том, что турки и русские близки в своем неприятии западных устоев жизни, о том, что коллективное, не подразумевающее защиты прав личности общественное устройство как нельзя лучше отвечает турецкому и русскому национальному характеру. Ему нравится, что турки с презрением относятся ко всяким болгарам и сербам, а вот русских уважают. Он цитирует какого-то турецкого сановника: ...А у греков и у болгар только одно на уме обезьянство политическое, конституция и т. п. вздор. Верьте мне, - Россия будет до тех пор сильна, пока у вас нет конституции. Я боюсь России, не скрою этого от вас и, с точки зрения моего турецкого патриотизма, от всего сердца желал бы, чтобы у вас сделали конституцию. Но боюсь, что у вас всегда государственные люди как-то очень умны. Пожалуй, никогда не будет конституции, и это для нас, турок, довольно страшно!

Турецкий паша ошибся в высокой оценке интеллектуальных способностей российских государственных мужей: в России конституция все же получилась. Как, впрочем, и в самой Турции. Да, если бы да кабы... Глядишь, может, водрузили бы крест над Айя-Софией. А то вышло все то же самое. Над Царьградом продолжают раздаваться молитвы муэдзинов, а мы вместо Айя-Софии имеем Храм Христа Спасителя, затеянный еще Николаем I, разрушенный большевиками и новоотстроенный тщанием конституционного Лужкова. С помощью басурманских рабочих рук - о чем, впрочем, позже.

После революции про Стамбул в России как-то подзабыли - до сравнительно недавних времен. С новой Турцией, модернизированной в приказном порядке Кемалем Ата-Тюрком, большевики сперва дружили, потом, как известно, отношения разладились - в Анкаре угнездились немцы. А после второй мировой южная соседка в официальном плане рассматривалась в основном как потенциальный враг: на ее территории разместились натовские базы. В Стамбул из советских мало кто попадал, если не считать редких дипломатов, внешторговцев, журналистов, шпионов - да наших моряков, затоваривавшихся на стамбульском рынке дешевыми коврами и транзисторными магнитофонами.

Но был ведь еще и русский, белый Стамбул. После гражданской войны в городе очутились более 300.000 беженцев всех сортов и мастей. Даже когда очень многие из них смогли выбраться дальше на запад, в кривых и темных улочках Перы и Галаты осталось более 150.000 выходцев из России. Что это была за жизнь - вспомните, перечитав Бег Михаила Булгакова. Писатель сам никогда не бывал в мрачных переулках Каракея, но эту жизнь тараканьих бегов описал великолепно. Даже сейчас, когда бродишь по этим местам, видишь тени Чарноты, Хлудова и Серафимы.

Сейчас белых русских от силы двадцать тысяч, почти одни старики, и скоро они уйдут. Попав в Стамбул - загляните в старческий приют на улице Хумхане Джаддеси в Каракее, где стены на лестнице выкрашены, как когда-то в Москве, тускло-зеленой и коричневой краской с голубым бордюрчиком, из комнат пахнет столовским картофельным супом, а на крыше стоит маленькая церковь Св. Андрея. Обитатели радуются: церковь близко к небу . Они помнят многое, но Россия для них - чужая страна, говорят они с позабытым нами старорежимным прононсом, их родина - православие.

Когда-то Стамбул был многонациональным городом. Сейчас почти все армяне уехали, как и поляки и французы. Когда-то многочисленных евреев, которые говорили на староиспанском языке, тоже почти не осталось. А на Рождество в Константинопольском патриархате в районе Фэнэр, где еще с XV века традиционно селились греки, в храме - полупусто. Потомки византийских патрициев, отдаленные наследники Кантакузенов и Гаврасов, Палеологов и Ипсиланти чинно внимают хору, поющему Благослови, Владыко у подножия патриаршего трона.

Но несколько лет назад русские вернулись. Другие русские, которых прибивание щитов и сшибание полумесяцев не интересует совершенно. Впрочем, до того, как эти русские начали заполонять лавки, торгующие дешевым ширпотребом, турки появились в Москве. Именно они первыми из иностранцев начали после перестройки массировано атаковать открывшийся российский рынок. Кто построил половину новой капиталистической Москвы? Они. Русские настолько обленились и потеряли сноровку, что даже храм, декларируемый как главнейший в России, начали строить мусульмане. Кто открыл первую иностранную аптеку в Москве? Турки. Кто первым сообразил, что шкуры анатолийских баранов станут настоящим золотым руном, если настрочить из них дешевой одежды? Турки. Кто заполонил наши улицы фальшивыми трельниками Adidas? Они же.

За турецким добром, а не за византийским величием и святостью в Стамбул ринулись миллионы наших соотечественников и бывших сограждан по СССР. Район Лалели, находящийся в получасе ходьбы от Айя-Софии, превратился в чудовищную клоаку, где слились те жители СНГ, от которых становится тошно,которых не хочется чувствовать компатриотами, и те турки, которые тоже явно не представляют собой лучшую часть турецкой нации. Здесь на каждом шагу тебя хватают за рукав: Кожа хочешь? Дубленка хочешь? Здесь почти все надписи на русском языке с дичайшими ошибками - но это неважно, турки хоть как-то говорят по-русски, наши же челноки, уже годами прибывая сюда за барахлом, не удосуживаются выучить хотя бы десять турецких слов. Зато они поражают воображение способностью таскать тюки, запакованные в необъятные полиэтиленовые пакеты для городского мусора. Константина Леонтьева бы сейчас в Лалели, что бы он сказал о русско-турецком характере и вреде конституции?

А в местах, ради которых в Стамбул и стоит ехать, русской речи не слышно. В Айя-Софии, на поверку оказывающейся чем-то вроде исполинского вокзала ( в 12.00 с 1-го пути отправляется поезд в Рай - но поезда давно уже не ходят, рельсы заржавели, табло расписания отключено, за электричество не уплатили), слышна речь на любых языках, кроме нашего родного. То же - в Топ-Капы, в церкви Святых Сергия и Вакха, в дивной своими мозаиками Хоре, возле великолепных мечетей. Русских почти нет. Не до реликвий православия им и не до памятников византизма. Даже на Большом рынке их не услышишь - зачем им хоть и почти всегда поддельные, но все же очень красивые ковры да ювелирные украшения? Как нет соотечественников и в великолепных ресторанчиках - соотечественники на скорую руку жуют полусъедобные шашлыки в кебап-салонах Лалели с родными названиями Дружба , Встреча и Черное море .

Похоже, Стамбулу в обозримом будущем русские щиты на воротах и кресты на мечетях не грозят. Впрочем, на ХХС турки полумесяц тоже водружать не станут. Возможно другое: смыкание косных византийских традиций, глубоко укоренившихся и в русском, и в турецком сознании.

На протяжении многих лет Турция пытается вступить в объединенную Европу. Какое-то право у нее, возможно, для этого есть - и географическое, и политическое. Ведь собираются уже принять Кипр, на подходе совсем недавно ставшие демократическими центральноевропейские страны. Да и вообще, НАТО держит в Турции свои войска. Но Турцию в Европу не примут, наверно, никогда. Зачем там довольно бедная мусульманская страна с многомиллионным населением и не очень стабильной демократией? А если Турция вдруг разбогатеет до уровня какого-нибудь Кувейта, то ей самой Европа нужна не будет.

Россию в Европе тоже ждут все меньше. И не дай Бог, если к власти у нас придут державники с византийской подкоркой вроде тех, что все горюют о Севастополе, единственной понятной функцией которого было поддерживание в живом виде мифологии о Проливах, - тогда нас в Европе не будут ждать совсем. А вот тут-то византизм (и третьеримской, и османской модификаций) может стать основой геополитического сближения, крайне опасного в долгосрочной перспективе для обоих народов. Отменим-ка мы конституции и там и здесь, и будем жить по отеческим заветам , столь милым проницательному Константину Леонтьеву...

Ну, что, мол, раскаркался как вороны, тучами разлетающиеся на закате над золотящимся куполом Айя-Софии? Что, словно пикейный жилет , сидящий на террасе приморского ресторанчика, пережевываешь бессмыслицу большой политики ? На то Черномырдин есть с его идеей газового голубого пути напрямик из России в Турцию.

Геополитика и вправду не мое дело. Но попав на Рождество в Стамбул, да еще когда на той же неделе начинается священный для мусульман месяц Рамадан, всем своим естеством чувствуешь, что этот шизофренический город, раскинувшийся на двух континентах, является вечным символом культурной раздвоенности. И у византийцев, и у турок, и у нас, позаимствовавших орла с расщепленным сознанием у второримских владык Босфора. Это еще и город-пробка, город-ступор, затыкающий собой стратегические морские проливы и течения общечеловеческой истории. Город, главными достопримечательностями которого служат храм-вокзал (и я, рискуя быть неверно понятым, рад, что теперь в Айя-Софии не служат литургию и не молятся, обернувшись лицом к Мекке, что теперь здесь музей) и колоссальный базар.

Город-руина, город-муравейник. Вот этот базар-вокзал и позволяет взглянуть с пристрастием: кто же мы такие? Чего хотим и на что способны?

С прошедшим Рождеством, православные! Впрочем, Иисус, как известно, рождается каждый день. Подумаем о завтрашнем дне, взирая на повапленные гробы и позлащенные руины.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Какой отель выбрать?

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Достопримечательности:

News image

Сельчук

Город возник на месте знаменитого античного Эфеса, дата основания которого тер...

News image

Чатал-Хююк – самый древний город (Турция)

В 1952 году на южном краю Анатолийского плоскогорья Турции, британский археоло...

News image

Гюмюшлюк – древний Миндос

Не обращайте внимания на непривычное русскому уху название, просто знайте о то...

News image

Кекова – улицы затонувшего города

Каждый школьник знает, что Турция – это пятизвездочный рай для туриста, кругло...

News image

Ичмелер – море без волн

На прекрасном берегу лазурного моря, неподалеку от Мармариса, расположился неб...

News image

Сафранболу – здесь остановилось время

Таких городов очень мало. Городов, которые выглядят так, будто время остановил...

Едем в Стамбул:

News image

Я еду в Стамбул только для шоппинга, в каком районе лучше поселиться?

Ежегодно многие туристы приезжают в Стамбул исключительно для шоппинга. И сего...

News image

Стамбул: инструкция к пользованию

Стамбул у россиян вызывает устойчивые ассоциации с шопниками , наводнившими с...

News image

На руинах: Рождество в Стамбуле

Пушкин: Гоголь, ты в Стамбуле был? - Не был. Там Белинский и Иоанн Крестит...

News image

Стамбул краткая история

Стамбул... Это не только один из красивейших городов Турции, но также всего ми...

News image

Стамбул. Падение второго Рима

Весной 1453 года к городу под предводительством султана Мехмеда II, для которо...

News image

История Босфора

В IV в.., до н. э