Развлечения Турции

Турция - развлечения

News image

Итак, Вы собрались провести свой отпуск в Турции. Прекрасное решение. Вы верне...

Турецкая баня - Hamam

News image

Отправляясь в Турцию, сделайте себе приятное, и посетите турецкую баню. Общест...

Сравнение цен и качества мяса и мясных продуктов в Турции

News image

Французы говорят, кто экономит на счете к мяснику, тот переплачивает по счетам...

Культура Турции

Культура Турции

News image

На территории Турции сохранились многочисленные памятники первобытного искусст...

Турецкая музыка

News image

В Османской империи военные оркестры были важным элементом штурмовой тактики к...

Религия в Турции. Ислам

News image

Ислам возник в Хиджазе, западной области Аравийского полуострова, в начале VII...

Погода


АВРААМ ГАЛАНТИ - УЧЕНЫЙ И ПОЛИТИК
ТУРЦИЯ - Известные люди

авраам галанти - ученый и политик

Этот известный не только в Турции, но и на Западе ученый долгое время не удостаивался даже упоминания в регулярно выходивших на турецком языке справочниках 'Türk meşhurları' («Известные люди Турции») и других подобных изданиях. Лишь в последнем многотомном фундаментальном издании турецкой «Энциклопедии ислама» есть о нем статья.
Галанти – личность уникальная, сформировавшаяся на стыке двух эпох – заката Османской империи и становления Турецкой республики.

Галанти родился 4 января 1873 года в небольшом городке Бодрум Измирского вилайета. Его отец Мишон Галанти принадлежал к роду раввинов, известному с XVI века. Около 40 лет он состоял на государственной службе и, судя по всему, был вполне лояльным османским подданным, чего нельзя сказать о его сыне. Мать Авраама – Дгиойя происходила из семьи родосских Кадронов. В шесть лет, как было заведено в общине, мальчика отдали в еврейскую начальную религиозную школу Бодрума, где он изучал основы Торы, а через три года отправили на остров Родос. На Родосе тогда была большая еврейская община, к которой принадлежали родственники его матери. Там он продолжил еврейское религиозное образование, завершив которое, в 1887 году вернулся в Бодрум и поступил в государственную школу второй ступени – рюшдие. Такие общеобразовательные светские османские школы впервые были открыты в Стамбуле в начальный период либеральных реформ в 1839 году. Они существовали наряду с прежними мусульманскими религиозными училищами – медресе и были предназначены для обучения всех османских подданных, независимо от вероисповедания и этнической принадлежности. Программы школ рюшдие предусматривали преподавание восточных языков – турецкого, арабского и персидского, а также европейского – французского. Кроме того, детей обучали каллиграфии, арифметике, началам геометрии, истории и географии.

Следующим этапом в образовании Галанти стал измирский лицей – идадие, где он продолжил изучение иностранных языков, всеобщей истории и географии. К этим предметам добавились основы османского законодательства, политэкономия, бухгалтерский учет, логика, алгебра, геометрия, физика, химия, естествознание, рисование.

К двадцати годам Авраам стал широко образованным человеком, владевшим несколькими языками: древнееврейским, ладино, турецким, арабским, персидским и французским. Знание французского наряду с турецким было желательным на государственной службе.

В конце 1894 года Галанти вернулся на Родос уже в качестве преподавателя тамошнего лицея, а вскоре при поддержке Всеобщего еврейского альянса и местной еврейской общины основал новую школу. В школах, основанных Всеобщим еврейским альянсом, так же как и в турецких лицеях, обязательным было преподавание французского языка, что вызывало протест некоторых влиятельных членов общины. Не все одобряли включение в программу еврейской школы турецкого языка, на чем Галанти сумел настоять. Впоследствии, как бы ни менялось руководство альянса, в еврейских школах Родоса учащиеся изучали турецкий язык.

В эти годы в местной печати широко обсуждались проекты реформирования государственной системы образования. В дискуссии принял участие Галанти. В газете Hizmet («Служба») появилась его статья «Каким путем наше образование может достичь успеха?»

На Родосе сформировались политические пристрастия Галанти. Он сблизился со ссыльным поэтом Эшрефом и другими опальными турецкими интеллектуалами, вступил в местную ячейку тайного младотурецкого общества «Иттихад ве тираки» («Единение и прогресс»).

В 1902 году Авраам переехал в Измир, где, наряду с преподаванием в школе, сотрудничал в еврейских газетах, выходивших на ладино и на французском. Ему претил чрезмерный консерватизм отдельных влиятельных членов местной общины, которых он критиковал в своих статьях. Новый этап ужесточения полицейского режима вынудил молодого человека в 1904 году уехать в Египет, подальше от центральных властей. Там он присоединился к местной младотурецкой ячейке и организовал издание сионистских газет: одна из них – «Сионистское послание» – начала выходить в 1902 году, другая – «Мицраим» – в 1904 году. На ладино издавалась газета La Vara («Ветвь»). Она печаталась в Александрии, а распространялась в Каире, где жил Галанти. Относительную свободу от слежки и давления османских властей Галанти получил, став раввином местной еврейской общины. В издававшейся на французском языке газете «Прогресс» он пропагандировал идеи младотурок. Программа нелегального общества «Единение и прогресс», в которое он вступил еще на Родосе, выглядела весьма либеральной. Она предусматривала свободу слова, печати и собраний, ограничение всевластия султана и увеличение полномочий парламента, ответственность министров перед парламентом и право законодательной инициативы депутатов, которой они до тех пор не обладали, а также изъятие 113-й статьи Османской конституции о праве султана на высылку неугодных ему лиц. На основе такой младотурецкой идеологии Галанти пытался создать тайное «Общество египетских евреев». В 1907 году он познакомился с посетившим Каир одним из младотурецких лидеров Ахмедом Ризой-беем, с которым переписывался.

Он заверил Ризу-бея, что организованная им в еврейской общине ячейка поддержит решения собиравшегося в Париже II младотурецкого конгресса.

Помимо собственной газеты La Vara, Галанти много пишет для турецких газет Mesveret («Совет»), Sura-yr Osmani («Османский совет») и Doğru Söz («Правдивое слово»).

В 1908 году в результате революции младотурки свергли с престола султана Абдул-Хамида II и сформировали свое правительство. 23 июля 1908 года была принята новая, более модернизированная конституция. Острота политической борьбы на время была снята, и Галанти прекратил издание своей газеты.

В это время местной еврейской общине предложили организовать в Судане поселенческий центр. В связи с этим необходимо было согласовать ряд условий с ведущими европейскими державами. Однако планы Галанти поменялись. Он узнал о смерти главного раввина Стамбула Моше а-Леви. А это было чревато возможными изменениями в положении общины. Кроме того, начавшаяся реорганизация Стамбульского университета сулила ему заманчивые перспективы научной карьеры. Изменилась сама концепция преподавания, прежде носившая заметный отпечаток методики и программы медресе. Были приглашены преподаватели из Германии, обновились устаревшие учебники. С этого времени в университетский обиход проникает наука в европейском смысле слова.

В числе приглашенных был профессор Готхельф Бергштрассер, преподававший семитские языки. Галанти был назначен его переводчиком и помощником. Вместе с Бергштрассером он подготовил к печати «Историю семитских языков», изданную в Стамбуле.

Кроме того, аналитические материалы Галанти публикуются в солидных журналах Yeni Mecmua («Новый журнал»), Buyua Mecmia («Большой журнал»), Darulfunun Edebiyat Fakultesi Mecmuase («Журнал литературного факультета»). Однако самым существенным моментом в его научной карьере стал открывшийся для него доступ в богатейший османский архив, где ему удалось найти огромный массив документов, касавшихся различных сторон жизни еврейских общин Османской империи. В изучении и публикации этих документов он оказался первопроходцем. Документов было так много, что не все из них он успевал анализировать. Он спешил их публиковать в «Журнале османского исторического общества» (Tarih-i osmani Encumeni Mecmuase), кое-что переводил на французский язык. Несколько исторических работ, вышедших на французском языке, он подписал на французский манер – Абрахам Галанте. В 1918 году закончился срок контракта профессора Бергштрассера с университетом и Галанти, приобретший большую известность в международных научных кругах, стал сначала преподавателем, а затем профессором и заведующим кафедрой истории древних народов Востока.

Широко распространившиеся в Европе в годы первой мировой войны идеи сионизма, конечно, были известны и в Турции. В еврейских общинах они нашли очень мало сторонников, и Галанти тоже не был из их числа. Очевидно, он их считал иллюзорными. Но горячо поддержал предложение главного раввина Стамбула Хаима Нахума о создании в Палестине еврейской национальной автономии под османским протекторатом. Однако стремительное наступление союзников в 1918 году спутало многие проекты. Германия и ее союзница Турция на фронтах мировой войны терпели поражение за поражением. После оккупации Стамбула войсками Антанты и навязанного турецкому правительству Мудросского перемирия, заключенного 30 октября 1918 года, этнические меньшинства османской столицы открыто поддержали союзников. Они приветствовали наступление войск Антанты, среди которых были и греческие отряды. Среди евреев не было столь однозначной реакции. Некоторые из них одобрили приход союзных войск, но значительная часть общины, к которой примкнул Галанти, считала, что благополучие евреев связано с освобождением Турции от иностранной оккупации. Он много писал об исторической связи еврейских общин с османским государством и значении взаимной поддержки в трудные времена.

В годы национально-освободительной войны 1918-1923 годов Галанти без колебаний принял сторону Мустафы Кемаля. Он ежедневно переводил на турецкий язык и посылал Кемалю и его сподвижникам сообщения европейской печати о военных действиях. В эти годы продолжалось его сотрудничество с еврейскими турецкими периодическими изданиями такими, например, как Ha-Menora.

Активная журналистская деятельность Галанти была замечена и в высших стамбульских кругах. Принц Абдул-Меджид одобрил его статьи в защиту турецких национальных интересов и прислал ему свою фотографию со следующей надписью: «Аврааму Галанти в знак уважения и признания Ваших заслуг в горячей и неуклонной защите исторической правды и законного османского дела. Константинополь, 12 июня 1922 года. Абдул-Меджид».

1 ноября 1922 года Великое национальное собрание Турции после ожесточенных дебатов приняло закон об отделении светской власти от духовной и ликвидации султаната. Султан и халиф Вахидеддин вынужден был бежать за границу на английском военном корабле.

Недолго оставался «халифом всех мусульман» и Абдул-Меджид. Значительная часть прежней османской элиты, бывшие сановники и генералы, оставшиеся при новой власти не у дел, видели в новом халифе противовес кемалистам. Последние опасались реставрации султаната и усиления влияния нового халифа. В 1924 году турецкий меджлис ликвидировал и халифат. Абдул-Меджид по решению Национального собрания должен был под конвоем покинуть страну со всеми многочисленными чадами и домочадцами. Решительность политики кемалистов дала возможность провести кардинальные реформы не только в сфере государственного устройства и экономики, но и в сфере культуры.

Галанти принял активное участие в обсуждении новой графики турецкого языка. Латинский алфавит, более соответствующий его фонетике, заменил прежнюю арабскую графику. Вместе с известными турецкими журналистами и литераторами он изложил в газете Akşam («Вечер») свои соображения по поводу реформы языка, которая была принята и облегчила обучение грамоте миллионов турок.

В 1932 году собрался I конгресс Турецкого исторического общества, на который пригласили Галанти. Его статьи по различным проблемам турецкой историографии и современной жизни появлялись в ежегодных изданиях этого общества.

1 августа 1933 года Авраам Галанти покинул Стамбульский университет вследствие разногласий с руководством из-за своих политических взглядов. Он начал уделять больше внимания политике и общественной работе. В 1943 году его избрали депутатом от города Нигде в меджлис седьмого созыва по списку Народно-республиканской партии. Он переехал в Анкару, столицу Турции, где оставался депутатом ВНСТ до 1946 года. Эти несколько лет Галанти чрезвычайно продуктивно использовал для научной работы. Он работал в архиве меджлиса и на основе собранных документов издал книги по истории Нигде, Анкары и других турецких городов. Последние работы он подписывал фамилией Бодруму по названию города, где родился, в соответствии с законом о фамилиях. В 1946 году закончился срок его депутатского мандата, и Галанти вернулся в Стамбул, продолжив свои архивные изыскания в хранилище главного раввината. Ему удалось спасти от гибели около 2000 томов богатейших архивных материалов, которые он переправил в Центральный архив еврейской истории в Кюдюсе (т. е. Иерусалиме)*.

В последние годы жизни он долго болел, лечился в еврейском госпитале Балат Ор-Ахим. Скончался Галанти 8 августа 1961 года и был похоронен на еврейском кладбище в Арнавуткее.

Собранный в турецких архивах материал был столь велик, что Галанти не успевал его обрабатывать. Многое он публиковал в приложениях к своим работам. Его вклад в историю еврейских общин Османской империи оценят по достоинству, когда историки смогут в полной мере использовать опубликованные им документы. В 1985-1986 годах в столице вышло девятитомное собрание научных сочинений Галанти, посвященное еврейским общинам Стамбула и Малой Азии. Оно озаглавлено «История евреев Турции».

Научные интересы Галанти были чрезвычайно широки: от истории древних обществ Ближнего Востока до событий, которые происходили в современной ему Турции.

Он изучал законодательство вавилонского царя Хаммурапи, кодекс законов Ассирии и хеттов; составил историю городов: Бодрума, Анкары, Нигде. Но основные его работы связаны с историей еврейских общин Стамбула и Малой Азии.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Какой отель выбрать?

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Достопримечательности:

News image

Сельчук

Город возник на месте знаменитого античного Эфеса, дата основания которого тер...

News image

Чатал-Хююк – самый древний город (Турция)

В 1952 году на южном краю Анатолийского плоскогорья Турции, британский археоло...

News image

Кекова – улицы затонувшего города

Каждый школьник знает, что Турция – это пятизвездочный рай для туриста, кругло...

News image

Ичмелер – море без волн

На прекрасном берегу лазурного моря, неподалеку от Мармариса, расположился неб...

News image

Гюмюшлюк – древний Миндос

Не обращайте внимания на непривычное русскому уху название, просто знайте о то...

News image

Сафранболу – здесь остановилось время

Таких городов очень мало. Городов, которые выглядят так, будто время остановил...

Едем в Стамбул:

News image

Я еду в Стамбул только для шоппинга, в каком районе лучше поселиться?

Ежегодно многие туристы приезжают в Стамбул исключительно для шоппинга. И сего...

News image

Стамбул: инструкция к пользованию

Стамбул у россиян вызывает устойчивые ассоциации с шопниками , наводнившими с...

News image

На руинах: Рождество в Стамбуле

Пушкин: Гоголь, ты в Стамбуле был? - Не был. Там Белинский и Иоанн Крестит...

News image

Стамбул. Падение второго Рима

Весной 1453 года к городу под предводительством султана Мехмеда II, для которо...

News image

Стамбул краткая история

Стамбул... Это не только один из красивейших городов Турции, но также всего ми...

News image

История Босфора

В IV в.., до н. э


Warning: fopen(/var/www/p11208/data/www/aturkey.ru/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11208/data/www/aturkey.ru/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108