Главное меню
Развлечения Турции
Развлечения в ТурцииТурция имеет хорошую туристическую инфраструктуру, которая предполагает не т... |
Праздник жизни на фоне ТурцииНу что, малыш – ты уже по привычке уселся поудобнее? Правильно, потому что и... |
Аквапарки ТурцииАквапарки Турции - это просто находка для любителей активных развлечений и экс... |
Курортные места:
Культура Турции
Стамбул станет культурной столицей Европы 2015Стамбул утвержден Советом Европы в качестве культурной столицы Европы 2015 . ... |
Турецкая свадьбаЗа один или два дня до свадьбы проводится ночь хны - обряд, на котором обычн... |
Турция. ... И купол необъятныйК вопросу о вере и веротерпимости. Весьма актуальному - в свете недавних артил... |
Культура Турции. Традиции и современность |
ТУРЦИЯ - Культура |
В материальной и духовной культуре в их обычаях и обрядах смешиваются и переплетаются традиции тюркских племен, мусульманские обычаи, местные малоазиатские традиции и европейские нововведения. Основное пахотное орудие турецких земледельцев — деревянный плуг сапан, или карасапан. Он изготовляется крестьянами или сельскими ремесленниками из твердых пород дерева, чаще всего из дуба, и состоит из стана с подошвой и рукояткой, дышла и стойки, соединяющей стан с дышлом. К дышлу прикрепляется ярмо. Различается два вида карасапана: легкий и тяжелый. Легкий вспахивает поверхностный слой почвы — до 15 см в глубину, тяжелый дает более глубокую вспашку, для чего в него впрягают обычно несколько волов. Господствует на полях Турции легкий карасапан, влекомый парой волов. Деревенские бедняки за неимением волов впрягают в плуг осла и корову. Но корова быстро устает, и далее плуг тащит один осел. Сельские жители с одобрением говорят о выносливости ишака: «Осел может загнать десяток коров, да и самого хозяина». Это неприхотливое животное ценят еще и потому, что осел стоит в 8—9 раз дешевле, чем вол. Пахота карасапаном требует силы и опыта. Особенно сложна она на засоренных камнями полях, однако и травянистое поле приходится перепахивать не один раз. За день работы карасапаном можно обработать земельный участок около 0,2 га. В Турции абсолютно преобладает хозяйственно-культурный тип пашенных земледельцев-скотоводов засушливой зоны. Другой характерный для стран Юго-Западной Азии хозяйственный тип — кочевых и полукочевых скотоводов степей — представлен здесь в незначительной степени. Из-за крайней раздробленности полей один хозяин нередко владеет несколькими мелкими участками, и они могут быть обработаны только с помощью мотыги. Встречаются мотыги разных видов, которые используют при вскапывании, окучивании, орошении, корчевании и т. п. Мотыги, как и лопаты, имеют также большое значение для обработки небольших площадей земли на склонах гор. Сеют, как правило, вручную. В некоторых равнинных районах к карасапану прикрепляют приспособление, служащее для посева и сглаживания земли. Есть несколько видов борон, среди которых преобладает бревно с рядом деревянных зубьев. Пашут обычно только мужчины, но боронованием иногда занимаются и женщины. Самая горячая рабочая пора в деревне — жатва хлебов. Мужчины убирают зерновые косой, женщины — серпами. Жница держит серп в правой руке, а на левую надевает особое защитное приспособление из дерева. В нем имеются углубления для безымянного, среднего и указательного пальцев, а корпус заканчивается слегка загнутым крючкообразным выступом, который служит для захватывания колосьев. Сжатый хлеб перевозят с поля на ток на тяжелой двухколесной арбе (кагни) со сплошными деревянными колесами. Они наглухо прикреплены к оси, которая вращается вместе с колесами, отчего арба издает невероятный скрежет. Так как сельские дороги оставляют желать много лучшего и арба со снопами нередко опрокидывается, возчикам приходится всю дорогу подпирать ее с обеих сторон деревянными вилами с редкими широкими зубьями (яба) и деревянными граблями (тарах). Для обмолота снопов служит примитивная молотилка (дёвен), представляющая собой толстую двухметровую доску, усаженную острыми камнями Крестьянин гонит волов, впряженных в такую молотилку, по току, и камни вымолачивают зерно и режут солому. Зерно отвеивают подбрасыванием на деревянных лопатах или больших ситах. Применение усовершенствованных сельскохозяйственных орудий очень ограниченно. Даже в наиболее развитом районе Полатлы столичного Анкарского ила, где темпы механизации сельского хозяйства выше средних по стране, по данным переписи 1965 г., на каждые десять крестьянских хозяйств приходились 0,2 сеялки, 0,4 трактора, 2,3 железных плуга; правда, за истекшие после указанной даты годы уровень агрикультуры заметно повысился. В крестьянских хозяйствах еще не исчезли домашние промыслы, в особенности перерабатывающие продукцию животноводства: обработка и прядение шерсти, валяние войлока, выделка грубой кожи для обуви и др. Прядут на деревянных веретенах (иг) или на прялках кустарного производства (чыкрык, ереке). На примитивных ткацких станках ткут шерстяные, а иногда также хлопчатобумажные, льняные, шелковые ткани. Особое место среди домашних промыслов занимает ковроткачество, в котором используются станки вертикального типа. Типы сельских жилищ варьируют по географическим зонам. На лесистом северном побережье Турции строят дома из бревен. В горных безлесных районах возводят жилые помещения и хозяйственные постройки из необработанного камня. На юге кочевники и полукочевники в прошлом предпочитали легкие жилища из кустарника и камыша, но в настоящее время подобные хижины играют роль лишь временных или хозяйственных помещений. Больше всего в турецких деревнях, особенно в Центральной Анатолии, строений из саманного кирпича, ибо глина — самый распространенный и дешевый материал. В строительстве дома обычно принимает участие вся семья, а иногда также родственники и соседи. Женщины месят босыми ногами в яме глину с водой, куда подсыпают измельченную солому. Затем в специальных формах изготовляют кирпичи, которые сушат восемь — десять дней. Для подобного дома из сырцового кирпича типична плоская дощатая крыша, которая кроется соломой, камышом, стеблями. Поверх насыпается 10 см земли со щебнем, утрамбовываемой каменным катком, чтобы ее не смывали дожди. Ежегодно хозяин дома осенью подсыпает на крышу новой земли. Пол, как правило, земляной, обмазанный глиной. В домах для экономии тепла делают низкие потолки. Окон нет, или есть одно крошечное окошко. Свет проникает через дымовое отверстие в потолке и через открытую дверь. Посреди комнаты напротив входа сооружен очаг, к которому для тяги в полу проведен сквозной ход. Основной вид топлива — высушенный навоз (тезек). На очаг ставят деревянный каркас, который сверху накрывают одеялами, чтобы удержать тепло. Под него забираются на ночь все члены семьи и ложатся ногами к очагу. В Турции и сейчас встречаются бедняцкие дома с единственной комнатой, где ютятся и люди и скот. В прошлом такие однокамерные жилища, видимо, были в Анатолии наиболее распространенными. В настоящее время крестьянский дом имеет, как правило, одну жилую комнату реже две, и отдельное помещение для скота, но хлев и навес для соломы очень редко находятся под одной крышей с жилыми помещениями. Непременной частью крестьянской усадьбы является хозяйственный двор. Лишь в горных деревнях, где основным занятием населения из-за нехватки земли является скотоводство, встречаются усадьбы совсем без двора или с очень небольшим двором— загоном для скота. В равнинных деревнях хозяйственный двор обычно окружен оградой, объединяющей все живые и хозяйственные строения одного домохозяйства. Здесь под навесом лежит сельскохозяйственный инвентарь, стоят повозки. Во дворе может находиться колодец, храниться топливо. Амбары в виде отдельных строений имеются лишь немногих зажиточных крестьян; обычно крестьяне хранят зерно в ямах, вырытых перед домом. Во многих турецких селах дома обращены к улице глухой стеной, двери и окна выходят во двор, который отгорожен от внешнего мира забором. В подобной планировке дома сказалось влияние предписаний ислама, предусматривавших замкнутость семейного быта и сегрегацию полов. Это особенно характерно для домов зажиточных крестьян, в быту которых сохранилось больше консервативных традиций. Богатые дома отличаются обычно большими размерами и своей планировкой. Так, в Западной Анатолии встречаются двухэтажные строения с двускатной, крытой черепицей крышей. На первом этаже размещаются сени, хлев, амбар. Две-три жилые комнаты и своеобразная открытая веранда находятся на втором этаже, куда ведет внешняя боковая лестница. Дом состоит из двух половин: селямлыка, где имеется комната для гостей, и гарема, предназначенного для женщин и запретного для посторонних мужчин. В доме состоятельного человека есть особое помещение для кухни и комната с дощатым полом и стоком для совершения ритуальных омовений. Для городской архитектуры Турции типичны дома с несколько выступающими вперед, наподобие балконов, вторыми этажами. Дома богатых горожан отличаются гладкими колоннами, здесь широко используются декоративная керамика и мозаика голубого и зеленого цвета — национальных цветов турок. В настоящее время характерный ближневосточный облик городов, создаваемый многочисленными мечетями с острыми, устремленными ввысь минаретами, караван-сараями, фонтанами, сводчатыми базарами и банями с куполообразными крышами, дополняется современными многоэтажными зданиями из стекла и бетона. Для интерьера традиционного турецкого жилища характерно отсутствие какой бы то ни было мебели. Едят и спят на полу на циновках (хасыр), паласах (килим) и продолговатой формы подушках (миндер), расстилая на ночь тюфяки и одеяла, которые днем хранятся в стенных нишах (ниш дилабы). Одежду хранят в сундуке. На полке, висящей рядом с очагом, помещается кухонная утварь— глиняные горшки, миски, деревянные ложки. Пищу готовят в медном котле на очаге или на мангале, поставив на него треножник. В убранстве домов более состоятельных крестьян можно встретить ковры, шкуры ангорских коз и более дорогую посуду: орнаментированные медные чаши, блюда с крышками, стеклянные, фаянсовые и другие изделия. В таких домах в последнее время все чаще встречается и мебель: стенные шкафы, диваны, кровати и т. д. Традиционная одежда в современной Турции частично сохранилась только в деревнях. Городское население носит одежду общеевропейского типа. Известный национальный колорит в одежде горожанок придают лишь шали, а одежде горожан — подвернутые задники ботинок, чтобы легче было их снимать, входя в комнату, где, по обычаю, ходят без обуви. Основные компоненты традиционной мужской и женской одежды турок совпадают. Она состоит из шаровар (шальвар), рубахи (гёмлек), жилета (йелек), пояса (кушак) и головного убора. Шаровары сохраняются среди крестьян повсеместно, чаще всего как элемент повседневной одежды. На их изготовление идут ткани темных тонов, как правило, кустарного производства. Шаровары широки в поясе и постепенно суживаются книзу. Ширина шага увеличивается за счет вставленных дополнительных клиньев, отчего спереди и сзади у талии и между ног образуется множество складок. Такой покрой удобен и для работы в поле, и для того, чтобы сидеть, скрестив ноги «по-турецки». Рубаха — гёмлек имеет туникообразный покрой, лишенный плечевых швов. Поверх шаровар и рубахи турецкая женщина надевает длинное, до пят, платье, напоминающее халат с рукавами, закрывающими кончики пальцев (энтари). Есть две разновидности энтари. Одна из них имеет вырез на груди и разрез, идущий от ворота до подола, скрепляемый у талии тремя пуговицами, а также два разреза по бокам, от талии до подола. Отсюда название этой разновидности платья — уч этэк энтари, т. е. «энтари с тремя полами». Другой фасон энтари не имеет разреза спереди, а только два боковых. Он называется ики этэк энтари — «энтари с двумя полами». В обоих случаях платье перепоясывается кушаком. Иногда женщины носят поверх энтари короткий, глубоко вырезанный жилетик (йелек), распашной или застегивающийся на три пуговицы. Йелек обязательно входит в свадебный костюм невесты. В этом случае он делается из шелка и украшается мишурой, золотой и серебряной вышивкой. Еще один элемент верхней женской одежды — род короткого жакета на подкладке, с длинными рукавами (ичлик), который часто, как и йелек, не имеет пуговиц. В зависимости от достатка и назначения его шьют из разной материи и отделывают цветным шнуром, мелкими металлическими дисками, а по обшлагам, по вороту, вдоль пол и по подолу украшают стилизованным орнаментом. Ичлик является обязательным компонентом традиционного свадебного наряда. Обязательный атрибут женского костюма— надетый поверх юбки длинный передник (пештемаль). В Восточной Анатолии он представляет собой шаль, которая переброшена через узкий вязаный кушак и висит спереди до колен. В некоторых районах страны на турчанках можно видеть широкие, присборенные у талии прямого покроя юбки (фистан) и короткие кофты из светлой ткани. В последние годы вблизи городов все чаще встречается платье из фабричных тканей с мелким рисунком, отрезное по талии, с прямой неширокой юбкой и длинными рукавами. Платье надевают поверх шаровар, которые выступают из-под него на 25—30 см. Самый распространенный женский головной убор — платок. Пожилые женщины, следуя обычаю, повязывают его вокруг шеи и низко опускают на лоб, чтобы он полностью прикрыл волосы, а также рот и подбородок. На плечи и голову набрасывают язма — большую шаль из белой или узорной тонкой ткани с растительным орнаментом. Женская обувь — это кустарные полуботинки из черной кожи (чивили кун-дура), сапоги (чизме) и др. Зажиточные крестьянки носят обувь из сафьяна, а вблизи городов — туфли фабричного производства. Большинство же сельских жительниц в теплую погоду ходят босиком. Из женских украшений распространены бусы из кораллов, ожерелья из старинных монет, браслеты, серьги, кольца. Девушки из богатых семей носят налобные повязки, обшитые золотыми монетами. Мужчины наряду с описанным выше типом штанов, особенно распространенных на севере Анатолии, носят главным образом на юге и юго-востоке более узкие штаны из легкой ткани. Мужские штаны держатся на вздержке с помощью гашника (учкур), концы которого завязываются спереди и украшены вышивкой. Внутрь штанов заправляется рубаха. Наряду с рубахой туникообразного покроя встречается рубаха с плечевыми швами (минтан). Она имеет низкий стоячий ворот и застегивается спереди на три пуговицы. Поверх надевают короткий, до талии, жилет — йелек, а в холодную погоду— короткую теплую куртку (чепкен) из грубой шерстяной ткани местного производства. Наматываемый поверх жилета или куртки кушак достигает в длину 3—4 м, а в ширину — полметра. За поясом хранят деньги, спички, табак. В холодное время поверх рубахи и под жилетом носят еще один широкий пояс, обычно шерстяной. К традиционным элементам мужской одежды относятся также пастушеские плащи из войлока— кепенек и аба, сохраняющиеся до настоящего времени у турок-скотоводов. Мужская обувь разнообразна. Это деревянная обувь, постолы из сыромятной кожи (чарыки), кожаные туфли со слегка загнутыми носами (йемени), а также галоши, которые надевают на шерстяные носки. Праздничный мужской костюм мало отличается от будничной одежды. Нарядность куртке и штанам придает отделка из темных шнурков или тесьмы на груди, спине, вдоль рукавов и боковых швов на штанах. Мужская традиционная одежда сохранилась у турок в меньшей степени, чем женская. В последние десятилетия в турецкую деревню, особенно в равнинные районы, начала проникать одежда европейского типа: дешевые пиджаки и рубашки массового производства, городская обувь. Вместо отмененной в 1925 г. османской фески в быт вошла фабричная кепка (каскет), которую носят наряду с некоторыми традиционными головными уборами (башлык и др.). Основу питания для большинства населения, в особенности для крестьян, составляют хлеб и изделия из муки и зерна, а также молочные продукты и овощи. Хлеб выпекают круглой формы (экмек) и в виде лепешек (лаваш, гёзлеме, хамур-суз и др.). Деревенские женщины заготавливают впрок лепешки из кукурузной муки; они быстро черствеют, и есть их можно только размочив в воде или в айране (напиток из разбавленного водой кислого молока). Из дробленой пшеницы (булгур) варят крестьянский плов, заправленный растительным маслом. Молоко употребляют как пресное, так и кислое (йогурт). В ходу творог (кеш), разные виды сыра, особенно тулум пей-нири, хранимый в бурдюках сыр из овечьего молока. Рыбу едят преимущественно жители побережья. В состоятельных слоях населения наиболее употребительна баранина и мясо домашней птицы. К числу излюбленных мясных блюд принадлежат плов из риса с жареной бараниной (пиринч пилавы), шашлык, люля-кебаб. Богатые крестьянки заготавливают на зиму жареное мясо (кавурма), которое складывают в глиняные кувшины с узким горлом, заливают жиром и хранят в холодном месте. Распространенное блюдо — пана, нечто вроде студня. Его готовят из бараньих и коровьих ног с разными приправами и едят в горячем виде. Летом турецкие хозяйки подают к обеду долму — фаршированные кабачки и помидоры. Из напитков помимо айрана в ходу фруктовые шербеты и кофе. Вопреки исламским запретам получают распространение алкогольные напитки. Но свинину турки, как и другие мусульмане, не употребляют в пищу. Едят за круглым металлическим подносом, который ставят на пол на подстилку или на складную деревянную подставку. Жидкую пищу едят ложками, как правило, из одного блюда. В остальных случаях во время еды прибегают к помощи рук и куска лепешки. Лишь в городской среде в быт вошли европейские столовые приборы. В современном семейном быту турок новые веяния сочетаются с традициями патриархально-феодального быта. Еще в 20-х годах XX в. в стране было отменено многоженство и введено обязательное гражданское оформление брака. Однако и в настоящее время среди зажиточной прослойки сельского населения имеют место случаи многоженства. До сих пор крестьяне в большинстве случаев воздерживаются от гражданского оформления брака, ограничиваясь, как и в прежние времена, брачным контрактом, закрепляемым традиционной свадьбой с обязательным участием духовного лица. Вопреки нормам гражданского законодательства, установившего брачный возраст для юношей в 18 лет, для девушек в 17 лет, в деревне заключаются браки между несовершеннолетними: девушки выходят замуж в 13 - 15 лет, юноши женятся лет в 15 - 16. Турецкая пословица гласит: «В пятнадцать лет дочь должна быть либо замужней, либо в могиле». На свадьбу приглашаются не только родственники, но и жители деревни. Невесту ведет в дом жениха веселая процессия. После свадьбы, когда друзья и родственники расходятся по домам, невесту ведут в комнату, где она остается до окончания пятой дневной молитвы. Если жених живет в другой деревне, парни деревни, из которой ведут невесту, забегают вперед, преграждают путь телеге веревкой и, только получив вознаграждение, пропускают свадебный кортеж. В старых османских сказках свадебный пир длится сорок дней; сегодня в состоятельных турецких семьях свадебные торжества длятся семь дней. Во вновь созданной крестьянской семье событием первостепенной важности является рождение первого ребенка. Бездетность жены нередко приводит к разводу. В борьбе с бесплодием деревенские повивальные бабки (эбе) применяют многочисленные, преимущественно магические, приемы. Особенно большое значение придается рождению сыновей: оно отмечается особым торжеством — оглан халвасы, когда в дом готовят халву, шербет и созывают родственников и соседей. Явное предпочтение, отдаваемое рождению мальчика, связано с условиям ведения единоличного крестьянского хозяйства и пережитками патриархальных отношений. Хотя по нормам гражданского законодательства сын и дочь имею право на равные доли наследства, в деревне еще действуют законы шариат и обычного права, по которым земля, тягловый скот и дом в основном переходят сыновьям. Дочь получает лишь ту част имущества, которую ей посчитают уместным выделить. Семья чаще всего малая, состоящая только из родителей и их детей. Средняя численность сельской семьи 5 - 6 человек, городской 3 - 5 человек. Лишь из редка в деревнях встречаются более многочисленные неразделенные семьи, в которых совместно с родителями проживают их женатые сыновья. В селениях Центральной Анатолии в подобные семьи иногда входит до 20 человек. В главе семьи обычно стоит старший мужчина, чаще всего отец. Он решает все важнейшие хозяйственные вопросы, ведает всеми доходами и расходами. В крестьянской семье существует строгое разделение труда по полу и возрасту На полях, в садах, огородах, на виноградниках мужчины выполняют наиболее тяжелые виды сельскохозяйственных работ. Женщины помогают им в полевых работах, особенно в период уборки урожая, ухаживают за домашним скотом несут на своих плечах все домашнее хозяйство. Доставка воды из источника, стирка белья, выпечка хлеба, уход за детьми — всем этим занимаются только женщины. Даже совершенно свободный от дел мужчина никогда не поможет в этом, считая подобное занятие для себя унизительным. Очень рано начинают трудиться крестьянские дети. Девочки с 5—6 лет подметают пол, нянчат грудных братишек и сестренок. С 6—8 лет они учатся владеть вязальными спицами. Вначале вяжут только узкие пояса, а годам к 12 принимаются и за вязку чулок. С 13 лет девочки носят воду из источника, ходят со взрослыми женщинами на полевые работы. Мальчики с 8 лет стерегут и поят скот, а в 12 они уже учатся пахать землю. Основной воспитатель подросшего сына — отец. Авторитет его беспрекословен. Даже взрослый сын не имеет права возражать отцу, говорить в его присутствии публично без его на то разрешения, курить, снимать головной убор и д. В недавнем прошлом детям с ранних лет прививалось чувство превосходства мужчин над женщиной. Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу, однако за последние десятилетия патриархальные нравы становятся все более редким явлением. В городах власть традиций постепенно уступает перед современными веяниями. Со времени реформ Мустафы Кемаля Ататюрка в стране достигнуты значительные успехи. Женщина имеет право избирать и быть избранной. Все большей становится ее роль в фабричном производстве, во многих сферах государственной, общественной, научной и культурной деятельности. Однако в семейном быту влияние традиций прошлого еще значительно. Так, и в городе выбор невесты происходит при активном участии родственников жениха, помолвка совершается только при согласии родителей и т. п. В общественном быту также еще заметны остатки восточного средневековья. Самое оживленное место в городе и крупном селении — базар с прилегающими к нему улицами, где обычно сосредоточены ремесленные кварталы. В лавках-мастерских работают ремесленники, и тут же они продают готовую продукцию. На улице идет бойкая торговля бубликами, жареными каштанами, шашлыком. Под открытым небом цирюльник принимает клиентов, здесь же типичный писец составляет прошения, пишет письма «по просьбе неграмотных крестьян». Впрочем, уличные писцы уже сменили перо на современную печатную технику. В небольших городах роль своеобразных клубов все еще играют бани, а также кофейни, где горожане коротают время за кофе и кальяном, игрой в нарды и карты. В селениях местом общественных сборищ мужчин летом служит площадь с мечетью, зимой — кофейня или любое общественное помещение —комната (кей одасы), где часами играют в нарды и карты. Сельские женщины даже во время праздников, религиозных или семейных, развлекаются, пляшут и поют отдельно от мужчин. В общественной жизни деревни большое влияние имеет совет старейших, который совместно с сельским старостой — мухтаром и духовным настоятелем — имамом разбирает имущественные тяжбы, споры между соседями и семейные распри. Крестьяне в подобных ситуациях предпочитают не обращаться к официальным властям. В современной Турции с ростом активности масс усиливается роль общественных организаций, которые объединяют трудящихся, студенческую молодежь, женщин, интеллигенцию. Очень богат турецкий фольклор, в значительной своей части восходящий к фольклору огузских племен и еще в средние века получивший письменное оформление. Это легендарные и исторические предания огузов, объединенные в героическом эпосе «Огузнаме» (XI— XII вв.), трудовые, обрядовые и другие песни, включенные в XI в. Махмудом Кашгарским в знаменитый «Диван тюркских языков» и т. д. В развитии устного творчества большую роль сыграли народные певцы (озаны), первым из которых, по преданию, считается мудрый наставник огузов Коркуд, вокруг образа которого возник цикл сказаний, частью оформленный впоследствии в «Книге моего деда Коркуда». Очень популярны исторические сказания (дастаны), связываемые с именем легендарного героя Кёр-оглу. Из других устных поэтических произведений распространены задорные, напоминающие наши частушки, четверостишия (мани), сатирические песни (ташлама) и лирические песни (тюркю). Популярны также шуточные рассказы о якобы жившем в конце XIV — начале XV в. Ходже Насреддине и короткие анекдоты, рассказываемые от лица Бу-Адама («этот человек»). Песнями часто сопровождаются национальные танцы и игры. Из танцев особенно распространены хорон, круговой танец дервишей, танец с саблями и щитом. Игры есть как комнатные, так и массовые, сопровождающие свадьбы и другие празднества. Многие старинные игры приобрели в современной Турции спортивный характер: стрельба из лука, борьба силачей (пехлеванов), скачки и т.д. Эпические произведения нередко представлены в репертуаре народного уличного театра (орта оюну). Есть и народный театр теней (карагёз оюну), называющийся так по имени главного героя пьес — Карагёза (Черного глаза), приблизительно соответствующего нашему Петрушке. В народном декоративно-изобразительном искусстве турок из-за запрета, наложенного суннитским исламом, отсутствуют изображения человека и животных, но богато представлены изображения растений и арабески. Ими украшены сделанные с большим изяществом произведения анатолийских мастеров: ковры, паласы, вязаные носки, рукавицы и кошельки, деревянная, металлическая и фаянсовая посуда. Духовная культура турок продолжает испытывать сильное влияние религии и духовенства. Это влияние было еще сильнее до кемалистской революции, когда турецкий султан одновременно был и халифом — духовным главой всех мусульман. В то время духовенство занимало ключевые позиции в народном образовании и судопроизводстве, а многочисленные дервишские ордена насаждали религиозный фанатизм в отсталых, преимущественно крестьянских, слоях населения. Враждебность духовенства к буржуазным реформам заставила камалистское правительство существенно ограничить его официальную роль. Однако, подорвав позиции духовенства в его сопротивлении буржуазным реформам, правящая верхушка вскоре вновь обратилась к помощи религии как средству идеологического воздействия на народные массы. В 30-х годах XX в. написанный по-арабски и непонятный широким слоям населения Коран был переведен на турецкий язык, в 40-х годах было вновь введено преподавание религии в начальных школах, некоторые запрещенные духовные ордена фактически продолжали свое существование. Официальные служители культа главы дервишских орденов — шейхи поддерживают среди верующих мысль тщетности земной жизни и греховное борьбы за ее улучшение, разжигают нетерпимое отношение к иноверцам следят за соблюдением религиозных предписаний. Часть населения продолжает соблюдать изнурительный мусульманский месячный пост рамазан, большинство отмечает праздник жертвоприношения (курбан-байрам, или бююк-байрам) и знаменующий окончание paмазана праздник разговения (шекер-байрам, или кючюк-байрам), а также другие мусульманские праздники. Даже в горе еще и сейчас можно встретить турка, расстелившего с наступлением положенного часа свой молитвенный коврик (Seccade) и коленопреклонно творящего одну из пяти ежедневных молитв (намаз) где-нибудь в стороне от людского потока улице или в углу магазина. Не стерлись и остатки некоторых домосульманских верований. Особенно распространена вера в священную силу отраженная в почитании очага, в очищающую силу воды, ношение всевозможных амулетов от болезней, «сглаза». Турция интересна не только причудливым переплетением древних местных традиций с веяниями современной западной культуры, но и знаменитыми историческими памятниками, привлекающими множество иностранных туристов. Их влекут в эту страну полуразрушенные стены легендарной Трои; развалины Бергамы (Пергама), давшей миру пергамент и знаменитой своим храмом-лечебницей Эскулапа; памятники Эфеса, можно увидеть уцелевшие колони одного из семи чудес света — сожженного честолюбцем Геростратом храм Артемиды; руины Сард — столицы древней Лидии, прославившейся сказочными богатствами ее царя Крёза; остап Галикарнаса — родины «отца истории Геродота; памятники эллинов, римлян византийцев, сельджуков и турок-османов в Стамбуле и Измире, Анкаре и Бурсе, Конье и Эдирне. Турция богата историческими музеям Старейший среди них — Музей двор Топкапы. Здесь собраны богатейшие коллекции турецкого оружия, тканей, вышивок, изразцов, стекла, фарфора, монет, серебра, драгоценностей, картин миниатюр, иллюстрированных рукописей, султанских экипажей. В Эфес Измире и Бергаме места, где обнаружены ценные археологические памятники, превращены в музеи под открытым небом. После установления в Турции республиканского строя было провозглашено всеобщее обязательное начальное обучение. Однако и сейчас около 35% населения страны, начиная от детей школьного возраста и старше, продолжают оставаться неграмотными. Сказываются тяжелое материальное положение беднейших слоев общества, недостаток учебных помещений, оборудования, педагогических кадров. Все же кемалистские реформы — отделение религии от государства, введение светского образования, замена арабского алфавита более легким латинским — способствовали модернизации системы просвещения и активизации научной жизни в Турции. Средневековые схоластические методы изучения уступили место современным методам исследований. Открылись новые университеты и научные центры. Университеты Стамбула и Анкары своей исследовательской работой добились международного признания. Крупными научными организациями Турции являются также Турецкое историческое общество (организовано в 1931 г.) и Турецкое лингвистическое общество (основано в 1932 г.). Значительную роль в научной и культурной жизни страны играют библиотеки. Самая крупная из них — Национальная библиотека в Анкаре (основана в 1946 г.). В ее фондах более 500 тыс. единиц хранения по всем отраслям знаний. Здесь в 1955 г. с помощью ЮНЕСКО основан Институт библиографии, который издает бюллетень (Библиография Турции» и другие работы. Крупные библиотеки существуют также при высших учебных заведениях Стамбула, Анкары, Измира, а также при старинных мечетях. Созданный в 1936 г. архив Совета министров в Анкаре имеет до 100 млн. единиц хранения и является крупнейшим архивным хранилищем Турции. Еще в начале нашего столетия предпринимались первые попытки возрождения турецкой литературы, до этого в основном следовавшей традиционалистским канонам средневековья. Появилось немало произведений, посвященных национально-освободительной борьбе турецкого народа. В 30-е годы в связи с превращением Турции из полуфеодальной и полуколониальной страны в самостоятельное буржуазно-национальное государство, в литературных произведениях вышла на первый план главным образом интеллигенция, которая боролась против феодально-мусульманских традиций и строила новую Турцию. Тогда же стало возникать, в частности вокруг журнала «Ресимли ай», прогрессивное течение, стремившееся к созданию истинно народной, революционной литературы. Во главе его встали известный прогрессивный поэт Назым Хикмет и писатель Саба-хаттин Али. В романах и рассказах писателей этого направления, выступавших с позиций критического реализма, изображались бесправие, нищета, тяжелая доля народа, жизнь мелких чиновников. Накануне второй мировой войны в литературной жизни усилилось реакционное течение, проповедовавшее «чистое искусство». Возобладали мотивы одиночества, тоски, уединения. Годы войны отмечены литературным застоем. Лишь после разгрома фашизма, когда в Турции начался подъем демократического движения, прогрессивное течение в турецкой литературе получило дальнейшее развитие. Поэты из объединения «Треножник» — Орхан Вели Канык, Мелих Джевдет Андай и Октай Рифат Хорозчу — выступили с манифестом обновления турецкой поэзии. Главными героями их поэтических произведений стали простые труженики, язык которых они старались ввести в свои стихи. За последнее десятилетие появился целый ряд романов и рассказов, посвященных жизни маленького человека города, связям города и деревни, социальным язвам турецкой действительности. Многие талантливые писатели приобрели большую популярность на мировом литературном поприще. Произведения Азиза Несина, Орхана Кемаля, Кемаля Тахира, Яшара Кемаля, Халдуна Танера переведены на многие языки народов мира. Однако турецкая литература последних лет неоднородна. Реалистическому направлению и в поэзии и в прозе противостоят модернистские, декадентские течения. Большую роль в развитии духовной культуры играют средства массовой информации. Турецкая периодическая печать имеет давнюю историю. В стране издается более 900 газет, а их общий тираж достигает почти 2 млн. экземпляров. Наиболее влиятельны и распространены газеты «Хюрриет», «Терджюман», «Миллиет», «Джумхуриет». Небольшими тиражами издается свыше 600 журналов, из которых наибольшим числом подписчиков располагают «Варлык», «Хисар», «Тюрк дили». Начало радиовещания относится к 1926 г. Новое явление в культурной жизни — телевидение. Программные передачи для района Анкары начались с 1969 г., а вслед за этим — для районов Стамбула и Измира. Традиционный народный театр и проникшие в Турцию западноевропейские сценические формы положили начало развитию современного театрального искусства. Один из первых таких театров — Дарюльбедайи османи («Османский храм искусства») был создан в Стамбуле в 1914 г. В настоящее время действуют государственные и частные театры во всех больших городах. В Анкаре и Стамбуле имеются театры оперы и балета. В репертуар театров включены произведения классиков и современных драматургов Турции и западных стран. Ставились также пьесы русских авторов: Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького. «Отцом турецкого театра» признано считать Мух-сина Эртугрула. Турецкая классическая музыка в основном представлена произведениями крупной формы — инструментальными сюитами и имеет одноголосный мелодический стиль с богатой интонационно-ладовой и ритмической основой. Вершиной современной музыки признана опера «Кёроглу» (по одноименному народному эпосу) крупнейшего композитора Турции Аднана Сайгуна. Турецкие оперные певцы (Лейла Генджер, Айхан Баран, музыканты Идиль Бирет, Суна Кан, Айла Эрдузан и др.) неоднократно гастролировали в странах Европы. Киноискусство Турции имеет полувековую историю и занимает одно из первых мест в мире по количеству выпускаемых фильмов. Качество большинства фильмов невысоко, но некоторые из них вышли на мировую арену и получили международные премии за свое социальное содержание. К числу лучших относятся фильмы «Безводное лето», «Чужой в городе». Изобразительное искусство, как отмечалось, в прошлом было сковано запретами суннитского ислама, и по существу живопись и скульптура стали развиваться в стране лишь в новейшее время. В работах первого поколения турецких мастеров кисти четкие линии и яркие цвета традиционной миниатюры уступали место взаимосвязи света и тени, а традиционные книжные иллюстрации дополнялись пейзажами и сценами из жизни современной Турции. Многие турецкие художники, выпускники Стамбульской академии изящных искусств, стажировались у знаменитых европейских мастеров. После возвращения на родину в большинстве своем они стали пропагандистами различных западных школ живописи и создали ряд модернистских полотен. Им противостояли художники-реалисты, которые черпали свое вдохновение в народном искусстве Анатолии. Таких художников называли «фольклористами». Выступая против академизма, за самобытное турецкое искусство, они создали ряд произведений, отмеченных большим своеобразием. Таковы картина «Ковровщица» Тургута Займа, некоторые работы Бедри Рахми Эюбоглу, Ибрагима Балабана и других художников. На международных конкурсах турецкие карикатуристы, графики и скульпторы завоевывали высокие награды. Произведения современных художников собраны в Музее живописи и скульптуры в Стамбуле (основан в 1937 г.). Сходные явления наблюдаются и в турецкой архитектуре. Многие архитекторы нового поколения копируют своих западных коллег. Но немало и таких зодчих, в работах которых достижения мировой архитектуры соединяются с национальными традициями. Построенные в этом стиле здания отличаются скромностью и простотой: гладкими стенами с широкими окнами и большими лоджиями, сочетаемыми с традиционными плоскими кровлями и закрытыми балконами. Большой интерес в этом отношении представляют такие общественные сооружения, как здания Великого национального собрания Турции (архитектор Ведад Бей), Анкарского института образования (архитектор Кемаледдин Бей), Турецкого исторического общества в Анкаре (архитекторы Тургут Джансевер и Эртур Енер), мавзолей Кемаля Ататюрка (архитекторы Эмин Онат и Орхан Арды). Современные виды спорта объединены главным образом вокруг двух крупнейших клубов — «Галатасарай» (основан в 1905 г.) и «Фенербахче» (создан в 1907 г.). В стране очень популярны футбол, баскетбол, теннис, плавание. Быстрыми темпами развиваются велоспорт, мотогонки, авторалли, горнолыжный спорт. Однако наибольшей любовью пользуются имеющие глубокие исторические корни в турецкой культуре борьба и конные состязания. За десятилетия существования Турецкой Республики произошли заметные сдвиги в системе здравоохранения. В стране открыто значительное количество государственных и частных лечебных учреждений — больниц, родильных домов, диспансеров, поликлиник. Однако успехи в области здравоохранения еще далеко не разрешили его насущных проблем. В сельских районах Анатолии и в восточной части страны не хватает врачей и больниц. |
Читайте: |
---|