Развлечения Турции

Аквапарки в Турции

News image

В Анталии расположен один из самых увлекательных аттракционов на Средиземномор...

Дайвинг в Турции

News image

Всем нам приятно привозить домой какие-нибудь сувениры, возвращаясь с отдыха н...

Развлечения на курорте

News image

Именно в Анталии Вы имеете уникальную возможность отдохнуть всей семьей в высо...

Культура Турции

Что, как и где едят в Турции

News image

Султан вошел в павильон, где его ждал легкий завтрак Волна энтузиазма прокати...

Обычаи и традиции Турции

News image

Турецкая культура настолько богата и многогранна, что не вписывается в рамки к...

Религия Турции

News image

Путешествие в мусульманскую страну предоставляет туристам уникальный шанс побл...

Погода


Население Турции
ТУРЦИЯ - Общие сведения

население турции

По данным 2005 года население Турции составляет более 70 миллионов человек и продолжает стремительный рост. Основная этническая общность совре­менной Турции — турки — составляет около 87% населения страны. Они образуют боль­шинство населения в 58 провинциях - илах, проживая главным образом (на 60%) в сельской местности. В составе турок сохраняется небольшая этнографическая группа юрюков, ведущая полукочевой образ жизни (на юго-востоке и западе Анатолии). Официальная статистика не публикует точных данных о национальных мень­шинствах страны, так как национальная принадлежность отождествляется здесь с языковой. Иными словами, любой жи­тель Турции, владеющий турецким язы­ком, относится к числу турок. Однако и по языковому признаку в стране есть около десятка национальных меньшинств.

Крупнейший после турок народ — курды (около 20 млн.) — живет на во­стоке страны. За ними следуют арабы (около 0,6 млн.), обитающие в основном на юго-востоке, в пограничных с Сирией и Ираком районах. На северо-востоке живет около 100 тыс. туркменов. Часть курдов и арабов и большинство туркме­нов ведут полукочевой и кочевой образ жизни и сохраняют племенное деление.

На Черноморском побережье и в Цен­тральной Анатолии проживают черкесы (более 100 тыс.), лазы (около 100 тыс.) и небольшое число аджарцев (грузин-му­сульман). Под названием «черкесы» в Турции, как и в некоторых других странах Юго-Западной Азии, объединены пред­ставители различных кавказских народ­ностей (адыгейцы, абхазы, чеченцы, лезгины и др.), которые в XIX в., осо­бенно после русско-турецкой войны 1877—1878 гг., поддавшись агитации султанских агентов, переселились в Тур­цию. В противоположность им лазы (эт­нографическая группа грузин)— автох­тонное (коренное) население одного из районов побережья Черного моря. В про­шлом христиане, они, попав в XV в. под турецкое иго, были насильно обращены в ислам. Аджарцы также принадлежат к числу автохтонных народов Черномор­ского побережья. Черкесы, лазы и аджарцы в значительной мере ассимилировались с турками.

До первой мировой войны в Турции насчитывалось около 2 млн. армян, живших главным образом в северо-восточных районах (в Турецкой Армении). В результате проводившейся турецкими милитаристскими кругами в 20-годах политики геноцида и депортации (изгнания) армян, а также последовавшей затем их эмиграции из Турции ныне там насчитывается всего около 80 тыс. армян. Они проживают преимущественно в больших городах: Стамбуле, Анкаре, Измире, занимаясь главным образом торговлей. Часть из них приняла ислам.

В западных областях Турции имеются более или менее значительные груп­пы греков (около 100 тыс.), болгар (35 тыс.), боснийцев (25 тыс.), албанцев (15 тыс.). В крупных городах, главные образом Стамбуле, живет около 10 тыс. евреев. Антропологические особенности турок сложились в процессе многовекового смешения тюркских кочевых племен с автохтонным населением Малой Азии. При этом последнее приняло язык пришельцев, а те, растворившись в основной массе местного населения, — его физиче­ские черты. Монголоидные признаки, в той или иной степени свойственные тюрк­ским кочевникам средневековья, были в значительной мере утрачены ими еще в период пр**одвижения их в Малую Азию. В Восточной Анатолии для турок характе­рен арменоидный антропологический тип, на западе он постепенно сменяется типом, приближающимся к средиземно­морскому. Юрюки несколько выше и более длинноголовы, чем другие турки.

Турецкий язык принадлежит к тюрк­ской группе. В нем есть свои диалекты и говоры, но в настоящее время, особенно в городах, они постепенно сближаются с литературным языком, в основе которого лежит стамбульский говор. Правда, после перенесения столицы в Анкару (1923 г.) на литературный язык стал оказывать влияние анкарский диалект. В результате многовековых культурных связей в сло­варный состав турецкого литературного языка вошло много арабских, персидских, греческих, итальянских, французских, а в последнее время также и английских слов. До 1928 г. турки пользовались арабским алфавитом, затем перешли на латинский алфавит. В основу языка положен фоне­тический принцип — слова пишутся так же, как произносятся. Турецкий язык является официальным языком в стране.

Конфессиональный состав населения Турции однороден: более 99% населения страны — мусульмане. Турки и большая часть курдов — мусульмане-сунниты, другая часть курдов принадлежит к сектам йезидов, в дуалистском вероучении которых почитаются доброе и злое нача­ла, и али-илахов, у которых шиитский ислам не вытеснил полностью, пережитки христианства и древневосточных верований в переселение душ. Среди турецких арабов много алавитов, или нусайритов, — приверженцев шиизма, в культо­вой практике которого сохраняется доисламское поклонение звездам и некоторые христианские обряды (причащение и др.). Небольшое число алавитов, называющих себя тахтаджами, есть и среди турок в юго-западных районах страны. Около 200 тыс. жителей Турции — христиане. Из них около 100 тыс., главным образом греки и болгары, — православные, при­знающие главой своей церкви константинопольского «вселенского» патриарха. Небольшая часть греков — униаты.

К особой христианской церкви относятся армяно-григориане (40 тыс. чел.), считающие своим верховным духовным главой католикоса «всех армян», резиденция которого находится в Эчмиадзине, близ столицы Армении, но непосредственно под­чиняющиеся своему патриарху в Стамбу­ле.

Есть также приверженцы других христианских толков, наиболее значительную группу которых составляют арабы-якобиты (60 тыс.). Турецкие евреи — иудаисты.

Еще в 1924 г. правительство приняло закон об отделении религии от государ­ства, а в 1925 г. формально упразднило все мусульманские, так называемые дервишские ордена, очаги крайнего фана­тизма.

Это сыграло известную роль в ослаблении религиозного мировоззрения, но пока заметный отход от религии наблюдается лишь в передовых слоях населения.

Турецкий народ как этническая об­щность современного типа — буржуазная нация — начал формироваться в 20-х годах, когда на обломках Османской империи возникла Турецкая Республика.

К этому времени в результате экономи­ческих, политических и культурных про­цессов сложились национальная буржу­азия и рабочий класс. От некогда круп­ных территориальных групп и племен, на которые распадалась турецкая народ­ность, остались лишь незначительные эт­нографические группы юрюков и тахтаджей; сложился турецкий литературный язык; принципы османизма (преданности султану-халифу) и исламизма были вытеснены национальным самосознанием; прежнее официальное наименование «осман» было заменено этнонимом «турок» (тюрк), распространившимся на весь народ, а не только на крестьянство, как раньше.

Основные черты демографических про­цессов в Турции можно установить по переписям разных времен. Достоверные данные о переписях населения в Турции до установления республики очень скуд­ны. После образования республики впер­вые в стране была осуществлена перепись населения (1927 г.), базировавшаяся на научных основах. Население составляло тогда 13,6 млн. человек. В 1935 г. про­водилась вторая перепись, а затем они следовали через каждые пять лет. С 1945 по 1975 г. население страны выросло более чем в два раза: с 18,8 млн. человек до 40,2 млн. При этом нельзя сказать, чтобы очень заметно сни­зилась смертность, особенно детская. Ведь и теперь из 1000 новорожденных 153 умирают на первом году жизни. Тем не менее Турция продолжает находиться в числе государств, где население быстро растет. Естественно, это возможно лишь в условиях высокой рождаемости. Процес­сы внешней миграции не оказали на дина­мику населения существенного влияния.

Мужчин в Турции больше, чем жен­щин. Но между городом и деревней в этом отношении имеется значительное разли­чие: если в городах больше мужчин (на 1000 женщин приходится 1167 мужчин), то в деревне — женщин (на 1000 лишь 988). Главная причина этого — уход кре­стьян-мужчин из деревни в город на заработки.

Высокий темп прироста населения, который в 1960—1975 гг. составлял в среднем 2,5 % в год, существенно влияет на её структуру, ведя к омоложению нации значительному росту численности рабочих рук. Младшее поколение (имеются виду жители до 20 лет) ныне составляют 52% всех жителей страны, а четверть века назад — только 47%. Доля населения возрасте 20—59 лет по сравнению с высокоразвитыми странами невелика: если Турции эта группа составляет лишь 42 населения, то в США — 48, в Англии-49, во Франции — 50%. Что касается жителей в возрасте более 60 лет, то незначительность доли престарелых прямо связана с невысокой средней продолжительностью жизни.

Население Турции размещено по территории страны весьма неравномерно. Высокой плотностью отличаются побережье Мраморного, Черного и Эгейского морей. В вилайетах Черноморского побережья, например, на 1 кв. км приходится свыше 100 человек, что в два раза выше среди плотности по стране (52 человека). Центральная и особенно Восточная Анатолия, напротив, отличаются невысокой плотностью (до 15 и даже 10 человек 1 кв. км), исключая плодородные долины с достаточным количеством осадков.

Географическое размещение населения не остается стабильным, а постоянно меняется в результате сложных, порой противоречивых процессов. Равноденствующая всех этих процессов — отток значительных масс сельского населения (преимущественно беднейших его слое из районов Черноморского побережья юго-восточной окраины страны в крупные промышленные и торговые центр Западной и Внутренней Анатолии.

20 из каждых 100 жителей Турции относится к категории самодеятельно населения. Этот показатель мог бы быть выше, если бы работу смогли получить все желающие. Между тем безработицей, полной или частичной, охвачено 5 млн. человек, или треть всего трудоспособного населения.

Основная часть самодеятельного населения занята в сельском хозяйстве. Однако за два десятилетия эта доля упала с 82 до 62%, а доля самодеятельного населения, занятого в промышленности, наоборот, возросла с 8 до 15%. Остальную составляют работники торговли, спорта, государственные служащие, или свободных профессий и т. д.

Официальные данные о социальном составе населения в Турции никогда не опубликовались. На основании разнообразных материалов можно полагать, что трудящееся крестьянство (беднота и середняки) составляют 63 % всего населения, рабочие — 20%, остальную часть составляют кулаки и помещики, ремесленники, лица свободных профессий, предприниматели, и прочие слои населения. Укрепление капиталистического уклада в городе и деревне ведет к быстрому росту числа работников наемного труда. Эта категория лиц составляет сейчас треть самодеятельного населения (5 млн. человек из 15 млн.) и включает 2,5 млн. рабочих промышленности, строительства, транспорта и торговли, 1,5 млн. — сельских батраков, 0,7 млн. государственных служащих и 0,3 млн. прочих лиц наемного труда.

Львиную долю национального дохода страны присваивают эксплуататорские классы. Официальная статистика на этот счет довольно красноречива: наиболее обеспеченная группа населения, состав­ляя лишь 20 % всех жителей, забирает 61 % национального дохода, а на долю бедней­шей части трудящихся города и деревни (60% жителей) приходится лишь 21%  его.

Все население Турции размещается бо­лее чем в 40 тыс. населенных пунктов, которые включают в себя большие и малые города, деревни и села, хутора и отдельно стоящие фермы. Если в первые десятилетия Турецкой Республики наблю­далась застойная стабильность в удель­ном весе сельского и городского населе­ния, то после 1950 г. явно ускорились темпы урбанизации. Динамика этого со­циального явления такова: сразу после второй мировой войны в городах проживало 25% всего населения, в1975 г. — уже 42 %. Главные причины ускорения урбани­зации — наплыв сельских жителей в го­рода под влиянием роста там спроса на рабочие руки.

Урбанизация ведет в конечном итоге к нездоровому разбуханию сферы услуг. В Стамбуле, например, из каждых 100 рабо­тающих лишь 40 заняты в промышленно­сти, а остальные 60 составляют армию обслуживания, включающую не только государственных чиновников и служа­щих, но и уличных торговцев, зарабаты­вающих гроши, хамалов — носильщи­ков, чистильщиков обуви, рядами выстра­ивающихся на улицах, домашней прислу­ги, разносчиков кофе, чая, воды и т. д. В столице сфера услуг концентрирует уже 70% самодеятельного населения.

Урбанизация, ведущая к перемещению населения с востока на запад, обостряет проблему неравномерности регионально­го развития Турции: западные районы прогрессируют, а восточные все больше отстают. Наконец, урбанизация увеличи­вает разрыв в доходах и жизненном уровне сельских жителей и горожан. Для деревни это социальное явление означает потерю наиболее молодого, энергичного и грамотного населения.

В Турции существует следующая иерархическая лестница населенных пунктов: до 2 тыс. жителей — деревни; 2—10 тыс. — местечки или рабочие по­селки — касаба, если такой поселок яв­ляется центром вилайета или уезда, то он приравнивается к городу; населенные пункты с населением более 10 тыс. жи­телей считаются городами, 20 городов насчитывают 50—100 тыс. и еще 23 го­рода — свыше 100 тыс. жителей. Среди них крупнейшие — Стамбул (15 млн. чел.) и Анкара (5 млн. чел.), и Измир, име­ющий 4 млн. жителей.

Экономическая основа большинства городов — торговля продукцией земледелия и животноводства, а также мелкое промышленное производство, связанное с переработкой сельскохозяйственной продукции. Для жителей мелких городов основным источником существования не­редко остается сельское хозяйство.

Турецкие города отличаются скученно­стью построек. Многие из городских поселений расположены в гористой местности, обычно на склонах. Улицы там узкие и кривые, имеют крутые спу­ски и подъемы. Небольшие города, как правило, плохо благоустроены, значи­тельная часть их лишена канализации и централизованного водоснабжения. Да­леко не все города имеют электрическое освещение.

Вокруг крупных городов возникли кварталы трущоб, называемые в Турции геджеконду (буквально— «выстроенный ночью»). Здесь живут те, кто самовольно обосновался в пригородах, воспользовав­шись лазейкой в законе, запрещающем выселять человека, у которого есть крыша над головой. Неимущие люди возводят тайком ночью стены и крышу своих жалких хижин. Это социальное явление, характерное для урбанизации в странах капитала, приобрело в Турции особую остроту после второй мировой войны: в 1948 г. насчитывалось лишь 25—30 тыс. лачуг геджеконду, в 1960 г. их стало уже 240 тыс., а в 1970 г. — 500 тыс.

В геджеконду Анкары проживает 65% всех жителей столицы, в Стамбуле и Адане— до 45%. Проблему кварталов нищеты нельзя сводить только к жилищному вопросу. Это проблема экономической слаборазвитости  страны с вытекающим отсюда низким уровнем занятости, доходов и потребления.

Новое строительство в последнее время значительно меняет облик городов. На месте узких кривых улиц и переулков прокладываются широкие проспекты, сносятся ветхие здания, строятся совре­менные многоэтажные дома.

Деревня в этом отношении более кон­сервативна. Наиболее типична для Тур­ции степная земледельческая деревня, приютившаяся около источника пресной воды — ручья, озера или колодца. Во Внутренней Анатолии — это селение со скученными глинобитными строениями. Каждый дом стремится спрятать свой фасад; все окна выходят во двор. Улица турецкой деревни — это длинный глухой коридор, образованный домами с пло­скими крышами и высокими глинобит­ными заборами. Встречаются поселения, в центре которых находится дом крупного землевладельца, а вокруг раскинуты жи­лища его крестьян-арендаторов.

Резко отличаются от типичных сел Вну­тренней Анатолии селения близ потух­шего вулкана Эрджияс, расположенного также в Анатолии примерно в 300 км к юго-востоку от Анкары. В средние века в поисках убежища здесь поселились хри­стиане-беженцы. Они выдолбили в ска­лах помещения для жилья, сложную систему извилистых коридоров и лестниц. В скалах-останцах до наших дней сохра­нились десятки каменных пещерных дере­вень, вырубленных в скалах, церкви с высокими сводами, украшенные старин­ными фресками, келий монастырей. Выдолбленные в каменном массиве жилые комнаты с узкими окошками, кладовки, кухни напоминают пчелиные соты. Летом в помещениях прохладно, а зимой, когда на Анатолийском плоскогорье дует ледя­ной ветер, там сохраняется тепло.

На Черноморском побережье деревни по своей планировке отличаются от внут­рианатолийских: каждый хозяин стре­мится там строить жилище на своем участке по типу хуторов. Дома здесь, как правило, деревянные с черепичными кры­шами. В районах распространения вулка­нического туфа он широко используется в качестве строительного материала.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Какой отель выбрать?

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Достопримечательности:

News image

Сельчук

Город возник на месте знаменитого античного Эфеса, дата основания которого тер...

News image

Чатал-Хююк – самый древний город (Турция)

В 1952 году на южном краю Анатолийского плоскогорья Турции, британский археоло...

News image

Кекова – улицы затонувшего города

Каждый школьник знает, что Турция – это пятизвездочный рай для туриста, кругло...

News image

Ичмелер – море без волн

На прекрасном берегу лазурного моря, неподалеку от Мармариса, расположился неб...

News image

Гюмюшлюк – древний Миндос

Не обращайте внимания на непривычное русскому уху название, просто знайте о то...

News image

Сафранболу – здесь остановилось время

Таких городов очень мало. Городов, которые выглядят так, будто время остановил...

Едем в Стамбул:

News image

Я еду в Стамбул только для шоппинга, в каком районе лучше поселиться?

Ежегодно многие туристы приезжают в Стамбул исключительно для шоппинга. И сего...

News image

Стамбул: инструкция к пользованию

Стамбул у россиян вызывает устойчивые ассоциации с шопниками , наводнившими с...

News image

На руинах: Рождество в Стамбуле

Пушкин: Гоголь, ты в Стамбуле был? - Не был. Там Белинский и Иоанн Крестит...

News image

Стамбул. Падение второго Рима

Весной 1453 года к городу под предводительством султана Мехмеда II, для которо...

News image

Стамбул краткая история

Стамбул... Это не только один из красивейших городов Турции, но также всего ми...

News image

История Босфора

В IV в.., до н. э


Warning: fopen(/var/www/p11208/data/www/aturkey.ru/components/com_sh404sef/cache/shCacheContent.php) [function.fopen]: failed to open stream: Permission denied in /var/www/p11208/data/www/aturkey.ru/components/com_sh404sef/shCache.php on line 108