Развлечения Турции

Народные фестивали

News image

Из местных фестивалей заслуживают внимания верблюжьи бои в Сельчуке (середина ...

Развлечения Tatilya

News image

Развлекательный центр Tatilya Tatilya Eglence Merkezi Satis Departmani B...

Сравнение цен и качества мяса и мясных продуктов в Турции

News image

Французы говорят, кто экономит на счете к мяснику, тот переплачивает по счетам...

Культура Турции

Цветочные традиции в Турции

News image

Турецкие мужчины и женщины сотни лет назад посылали цветы друг другу в качеств...

Религия Турции

News image

Путешествие в мусульманскую страну предоставляет туристам уникальный шанс побл...

Искусство Турции

News image

На территории Турции сохранились многочисленные памятники первобытного искусст...

Погода



Искусство и культура
ТУРЦИЯ - Культура

искусство и культура

Искусство и культура Турции имеют богатые и древние традиции.

Литература. Непосредственное воздействие на развитие турецкой литературы, начиная с 11 века, оказали процессы в юго-западном диалекте тюркских языков, на котором говорили огузско-туркменские племена. Возникшая под их влиянием турецкая литература, развиваясь на протяжении веков, сохранилась поныне.

Литература Дивана возникла в Османский период и в основном, была чуждой народу, поэтому ее еще называют дворцовой литературой . Произведения писались на языке, являвшим собой смесь турецкого, арабского и персидского, который впоследствии назвали османским.

Первыми поэтами диванной поэзии в 14-м веке были Деххани, Кады Бурханеддин, Несими и Ахмеди.

В 16-м веке, многие жившие в Центральной Анатолии, на Балканах и на Среднем Востоке деятели искусства стали концентрироваться в Стамбуле, и турецкий язык в результате наплыва иностранных заимствований превратился в труднопонимаемый османский. К видным поэтам диванной литературы относятся Физули, оказавший значительное воздействие на ее развитие, Баки, известный использованием в своих стихах легкого и мелодичного языка, а также Зати, Нев'и, Багдатлы Рухи.

Для диванной поэзии 18-го века, ассоциируемой с Недимом, характерно ее постепенное превращение из элитной дворцовой в народную, использовавшую в определенной степени понятный широким массам язык и местную тематику. Благодаря Недиму такое понятие, как помпезный стих уступило место тонкому и сентиментальному стиху . Путь, проложенный Недимом благодаря его восприятию окружающего мира и манере стихов, в конце века продолжил Шейх Галип. Со временем произошло смешение двух языков и этот симбиоз, хотя и отличался от разговорного языка, не был трудным и изобиловавшим художественными элементами. Среди видных прозаиков той эпохи Ашыкпашазаде, Ашык Челеби, Эвлия Челеби, Наима, Кочибей, Мерджимек Ахмет.

Диванная поэзия в 19-м веке зашла в тупик и уступила место литературе времен Танзимата /политических реформ/. Взявшая за основу западную литературу, она адаптировала к местным реалиям такие виды литературного творчества, как роман, театр, рассказ, статья, воспоминания, исследование, критика. Литераторы времен Танзимата, оказавшиеся под воздействием классицизма, романтизма и реализма, уделяли важное значение простоте языка и просвещению общества. Именно в это время Шинаси написал первую в западном понимании турецкую театральную постановку Женитьба поэта . Свой вклад в развитие новой литературы внесли Намык Кемаль, Зия Паша, Шемсеттин Сами, Реджаизаде Махмут Экрем и другие.

Деятели искусства, объединившиеся в 1891 г. вокруг журнала Сервет-и Фюнун , дали старт новому литературному течению. Самые большие перемены, которые произошли в литературе в тот период, связаны с рассказами и романами. Важнейшими творениями того времени считаются романы Голубой и черный и Запретная любовь первого и истинного мастера турецкой романистики Халита Зия Ушаклыгиля и книга Сентябрь основателя турецкого психологического романа Мехмета Рауфа.

Движение национализма, охватившее все сферы жизни страны после второго периода конституционных реформ, оказало влияние и на развитие литературы. Движение, начало которому в 1911 г. изданием журнала Молодые перья положили Али Джанип Йонтем, Омер Сейфеттин и Зия Гёкальп, вскоре было воспринято авторами, представлявшими другие направления литературы. В центре произведений национальной литературы , написанных на простом и чистом турецком языке, - проблемы страны и национальные ценности. Самые прекрасные образцы творчества движения в рассказах и романах создали Якуп Кадри Караосманоглу, Халиде Эдип Адывар, Решат Нури Гюнтекин и Рефик Халит Карай.

Самый значительный рывок в развитии литературы произошел после проведения в 1928 г. языковой революции . Большинство авторов этой эпохи в духе идеологии турецкой революции писали на темы новейшей истории. К ним, в частности, относятся Решат Нури Гюнтекин (Зеленый вечер, 1928 и Листопад, 1930), Пеями Сафа (Девятая инородная камера, 1930 и Фатих Харбие, 1931), Якуп Кадри Караосманоглу (Дикарь, 1932), Халиде Эдип Адывар (Лавка с мухами, 1936). Суровый реализм, национальные мотивы и психологический анализ временами характерны для таких писателей, как Ака Гюндюз (Звезда Дикмена, 1928), Махмут Йесари (Вальдшнеп, 1927), Осман Джемаль Кайгылы (Цыгане, 1939).

Начало настоящим переменам в литературе было положено Назымом Хикметом Раном. Покончивший с такой традиционной системой стихосложения как дизе он стал первым представителем нового направления поэзии, названной свободной . В то же время Хикмет не отказался от турецких традиций поэзии и в характерном для него стиле прибегал к элементам диванного и народного стихосложения. Он придавал важное значение содержанию стихов и являлся сторонником гармонии формы и содержания.

В 1940 гг. Сабахаттин Али заложил основу литературы социального реализма, Саит Фаик Абасыянык делал упор в творчестве на проблемы личности, и основал новое направление прозы, сфокусированной на мире чувств маленького человека. Сабахаттин Али в романах Дьявол внутри нас /1940/ и Мадонна в меховом манто /1943/ писал о психологическом воздействии культурных перемен на различные слои общества..

Начиная с 1950 гг, упор в творчестве писателей был сделан на проблемы сельской местности. Благодаря книгам Наша деревня /1950/ Махмута Макала и Месть змей /1959/ Факира Байкурта, в которых они на основе собственных наблюдений описывают жизнь людей сельской местности, в развитии турецкой литературы наступил настоящий прорыв. Одним из писателей, который в 1950 гг. придал литературе о сельской жизни новое измерение, был Яшар Кемаль. В 1955 г. был издан первый том романа Кемаля Тощий Мехмед , являющий собой эпическое повествование о жизни долины Чукурова и трудностях, с которыми сталкиваются местные жители.

В это же время некоторые писатели начали писать произведения,в которых использовались юмор и сатира как средства социальной критики. Азиз Несин, критиковавший повседневные негативные проблемы общества средствами иронии и сатиры, начал свой творческий путь в 1955 г. Писатель, дважды, в 1946 и 1957 гг., награждавшийся в Италии премией Золотая пальма за свои юмористические произведения, впоследствии обрел международную известность; его книги были переведены на многие языки.

В период после 1960 гг. социальные темы стали приоритетными, а новые формы, способствовали обогащению турецкого языка. В 1965 гг. начали публиковаться не издававшиеся с 1936 г. книги Назыма Хикмета, что обозначило новый периода в социальной поэзии.

Начавшаяся в 1980 гг. деполитизация общества открыла путь для проявления большего интереса к культуре и искусству. В это время в центре внимания оказались вопросы развития турецкой литературы, а произведения стали рассматриваться больше под углом критики, техники и информативности, нежели мировоззрения автора и его взглядов. Такой подход оказал воздействие на творчество многих писателей. Так, Латифе Текин стала создавать такой жанр, как волшебный реализм , Орхан Памук, романы которого переведены почти на 20 языков, начал писать в стиле постмодернизма. В 1999 г. он был включен британской газетой Обсервер в список 21 лучший писатель 21-го века .

Изобразительное искусство. Турция располагает богатым опытом в области изящных искусств. Республика, синтезировав богатое наследие, доставшееся ей из прошлого, создала свою культуру и искусство.

В 1910 гг. такие турецкие художники, как Ибрахим Чаллы, Хикмет Онат, Намык Исмаил, Авни Лифиж и Фейхаман Дуран отправились в Европу для получения образования. После обучения в мастерской Кормона они открыли для турецкой живописи импрессионизм и символизм. Художники, известные как Поколение 1914 года , став членами Академии изящных искусств, вырастили поколение Республиканского периода. Али Авни Челеби и Зеки Коджамеми и др. вошли в историю как первые художники, придавшие турецкой живописи современный характер и, сделав упор на соединение кубизма и абстракционизма, придали импульс развитию современных направлений в новом искусстве.

С проведением в 1936 г. университетской реформы школа искусств Санайи-и Нефисе Мектеби была превращена в Академию изящных искусств. Французский художник игравировщик Леопольд Леви возглавил Высший совет живописи, а представители Группы новых , созданной учениками Леви, Тургут Аталай и Мюмтаз Енер упор в творчестве стали делать на социальном реализме.

В 1950 гг. Бедри Рахми Эюбоглу и его ученики, объединившись в Группу десяти , создали современный образ традиционной турецкой живописи, используя мотивы миниатюр, линии, мозаику, характерную для килимов и ковров.

В 1980 - 1990 гг. возникли такие новые направления, как фантастический реализм. Фикрет Муалла, Авни Арбаш, Комет, Бурхан Уйгур, Эргин Инан, Эрол Акяваш, Бурхан Доганчай, Утку Варлык и другие художники добились международных успехов. Передовые и экспериментальные работы нашли поддержку на Стамбульском празднике искусств, первый из которых был организован в 1977 г. В период после 1980 г. и по настоящее время работы в указанных стилях получили значительное распространение.

Скульптура. В последний период Османской империи было отмечено серьезное развитие в области скульптуры. Первыми скульпторами, получившими образование были Осган Эфенди, создавший впоследствии свою школу, а так же Нежат Сирель и Махир Томрук. В Республиканский период искусство скульптуры развивалось в двух направлениях. Особенности того времени отражают Памятник свободы на площади Таксим в Стамбуле, который создал Каноника, Памятник Гювен парка в Анкаре, выполненный Ханаком и Тораком, монумент Ататюрка в районе Сарайбурну в Стамбуле работы Криппеля, Памятник хорошего дня в районе Улус Анкары.

В 1937 г. факультет скульптуры Государственной академии художеств возглавил немец Рудольф Беллинг. Именно ему принадлежат скульптуры Исмета Инёню в парке Ташлык в Стамбуле и в саду сельскохозяйственного факультета университета Анкары. Большинство скульпторов 1950-х и последующих годов являлись учениками Беллинга, творили преимущественно в стиле фигурализма, а также пробовали себя в абстракционизме. Среди скульпторов того времени Хади Бара, Ильхан Коман, Мехмет Шади Чалык и Тургут Пура.

Кузгуну Аджару, завоевавшему в 1961 г. первую премию на Парижском конкурсе скульптуры Биенале, принадлежат.. самые оригинальные образцы, выполненные в стиле абстракционизма. Именно он выполнил рельеф Птицы в Стамбульском рынке Манифатураджилар. Мехмет Аксой, пытавшийся придать новый вид скульптурам в стиле фигурализма, Ферит Озшен, Саим Бугай, Мерич Хызал, Ремзи Саваш, Эюп Оз, Юнус Тонкуш, Явуз Гюней, Зеррин Болюкбаши, Хюсейн Гезер, Халюк Тезонар прибегавшие при создании своих произведений в стиле абстракционизма к использованию металла, камня, дерева, были по достоинству оценены на международных выставках и способствовали знакомству международного сообщества с нашим искусством скульптуры.

Архитектура. Для турецкой архитектуры в Республиканский период характерен поиск своей индивидуальности. В то же время в плане национальной принадлежности она руководствовалась традициями классических периодов Османской архитектуры. С окончанием Национально-освободительной войны до конца 1920-х гг. города Анатолии были застроены архитекторами, находившимся под влиянием Первого национального архитектурного течения. В первую очередь возводились дома, в которых была острая необходимость. В строениях того периода господствовал стиль сельджукской и османской архитектуры. Зодчие придавали особое значение фасадам с декоративными украшениями из камня и керамики, но не могли найти оригинальных решений.

После 1930-х гг. для разработки проектов государственных учреждений, символизирующих облик нового государства, стали приглашать иностранных архитекторов. Благодаря реализации этой архитектурной политики, упор в строительстве стали делать на современные методы строительства.

В 1940-1950 гг, в период Второго течения национальной архитектуры, градостроительство развивалось в отличном от 1920-х гг. направлении и упор делало на традиционную народную архитектуру. Среди особенностей построек этого периода можно назвать использование карнизов, решеток, фахверков и окон, создание гармонии и баланса между архитектурными элементами. Среди наиболее интересных образцов архитектурного стиля этого периода можно указать кафе Шарк в районе Мачка в Стамбуле и различные виллы на берегу Босфора, возведенные по проектам архитектора Седата Хаккы Эльдема. Одним из важнейших шедевров монументализма этого времени является построенный по проекту Оната и Орхана Арда Мавзолей Ататюрка в Анкаре.

В первой половине 1950 гг. в Турции начали внимательнее следить за тенденциями развития архитектуры на Западе. Для современной турецкой архитектуры характерен синтез глобальных и местных ценностей градостроительства и такие черты, как мобильность, производительность и плюрализм. В ней опробованы практически все архитектурные подходы: от иррационализма до экспрессионизма, от создания монументальных символов до использования традиционных методов, от стиля арабеска до постмодернизма.

Музыка.Турецкая музыка со времён сельджуков в Анатолии развивалась в различных жанрах. Это - и классическая музыка, характерная для интеллигенции в городах, и турецкая народная музыка, развивавшаяся на протяжении веков как музыка жителей Анатолии, религиозная музыка и музыка янычаров. Полифония, составляющая основу современной западной музыки, в Турции получила распространение только после образования Республики. В последние годы отмечены значительные успехи в развитии поп-музыки, рока и джаза.

Значительная роль в распространении в стране полифонической музыки пришлась на старейший в Турции Президентский симфонический оркестр. Кроме государственных оркестров существует множество известных частных оркестров, например, Билькентский симфонический оркестр, Стамбульский филармонический оркестр Борусан и Камерный оркестр Акбанка. Музыкальные инструменты, на которых исполняется турецкая классическая музыка, это - ней /вид флейты или свирели/, тамбурин, уд, канун /разновидность цитры/, кеманча, кудюм, деф/дайре, зиль (халиле). Из современных исполнителей классической турецкой музыки можно назвать Мюнира Нуреттина Сельчука, Аладдина Явашча, Бекира Сыткы Сезгина, Мераля Угурлу, Инджи Чайырлы.

Благодаря принятию специального закона, направленного на поддержку талантливых детей, их направляли на учебу за рубеж, что позволило подготовить всемирно известных музыкантов. Идиль Бирет /фортепиано/, Суна Кан /виолончель/, сестры Гюхер и Сюхер Пекинель /фортепиано/, Исмаил Ашан /фортепиано/, Фазыл Сай /фортепиано/ и Гюльшен Тату /флейта/ - вот некоторые из известных турецких деятелей искусств, которые получили призы на международных конкурсах и записали пластинки.

Официальная музыкальная политика, одобренная с провозглашением Республики, приняла народные напевы в качестве главного источника современной турецкой музыки. Семейство музыкальных инструментов баглама, и, прежде всего, сазы, кавал, тар, кеманча, чифте, мей, зурна, давул, тулум /волынка/ являются главными инструментами для ее исполнения.

В период после 1975 г. позитивный вклад в процесс модернизации народной музыки внесли Зюлфю Ливанели и Ариф Саг. В последние годы турецкая народная музыка стала одной из самых популярных в стране. Среди видных музыкантов турецкой народной музыки можно назвать таких, как Нериман Алтындаг, Нида Тюфекчи, Мехмет Озбек, Мюкеррем Кемерташ, Бедиа Акартюрк, Хале Гюр, Мусса Эроглу, Нэшет Эрташ, Белькыс Аккале и Махсуни Шериф.

За развитием таких направлений молодежной музыки, как рок-н-ролл и бит , внимательно следили молодежные музыкальные коллективы в Турции. Вначале западные песни исполнялись в аранжировке на местном языке. Затем возникла турецкая эстрадная музыка, представлявшая собой смесь легкой западной и народной турецкой, в основе которой оригинальность и музыкальность. В последние годы диски с турецкой поп и рок музыкой бьют рекорды по популярности, особенно среди молодежи.

Известными певцами в жанре поп-музыки являются Таркан, Барыш Манчо, Сезен Аксу, Нилюфер, Сертап Эренер, МФО, Шебнем Ферах и Теоман. Известны такие джазовые музыканты, как Керем Гёрсев, Ильхан Эршахин, Нюкет Руаджан, Гюрол Агырбаш и Окай Темиз. В 2003 г. Сертап Эренер с песней Every Way That I Can приняла участие в 48-ом конкурсе песни Евровидения и впервые обеспечила Турции первое место.

Театр. История турецкого театра уходит корнями в далекое прошлое. Разновидностями турецкого театра являются Карагез, Кукла, творчество Меддахов, которое имеет большое сходство с итальянским народным театром времен Ренессанса коммедиа дельарте , и театр Ортаоюну.

В период Танзимата в турецком театре наряду с зарубежными постановками стали ставить пьесы местных авторов. Поворотной точкой в истории турецкого театра стала одноактная комедия Шинаси Женитьба поэта . Первый шаг на пути модернизации театра в Республиканский период был сделан в 1927 г, когда консерваторию Дарюльбедаи-и Османие . возглавил Мухсин Эртугрул. Спустя 2 года она была названа Стамбульским городским театром .

В 1949 г. был издан Закон о создании государственного театра оперы и балета. Функционирующий с 1970-х гг. в качестве Главного управления министерства культуры и туризма театра совместно с театральными управлениями в различных провинциях сумел дойти до зрителей по всей Турции. В рамках двухсторонних культурных связей, а также специальных приглашений и фестивалей, за рубежом были показаны следующие пьесы: в Германии Это сон , Разлука ; в Болгарии Королева красоты Линана ; во Франции, Германии и Голландии Грузовик , в Голландии, Германии и Бельгии Ферхат и Ширин , в Иране Сказочные женщины .

В 1960 гг. был отмечен рост числа частных театров и активизации их деятельности. Театр Дормен , созданный в 1955 г, с точки зрения тематики, системы работы и постановки в 1960 гг. был в ряду театральных учреждений, пользовавшихся популярностью. Созданный в 1961 г. театр Оралоглу и спустя год Общество Гюльриз Сурури-Энгин Джеззар до последнего времени отличали уровень и качество постановок. Анкарский театр искусств, созданный в 1963 г. и продолжающий свою деятельность поныне, также получил известность своими постановками и их художественной ценностью. В 1960-1970 гг. было создано множество частных и детских театров.

Кино. Попытки очистить язык кинематографа от влияния театра были начаты к 1950-м гг. Лютфи Акадом. На это его вдохновили поэтический реализм французского кино и черное кино Америки, которые он пытался объединить с местными традициями. В течение этого времени, продолжавшегося до 1960 г, количество ежегодно производимых кинокартин возросло до 60. Снятый Метином Эрксаном и рассказывающий о жизни в деревне фильм Засушливое лето /1964/ получил приз на Берлинском кинофестивале и стал первым международным успехом турецкой кинематографии.

После 1970 гг. появились такие кинематографисты нового поколения, как Йылмаз Гюней, Сюрея Дуру, Зеки Октен, Шериф Герен, Февзи Туна, Омер Кавур, Озджан Арджа, Корхан Юртсевер, Али Озгентюрк. Вдохновленные серьезной кинематографией Лютфи Акада, они отражали в своих картинах политические, экономические, социальные и культурные проблемы своего времени.

Начиная с 1985 г, конкурсы на лучшие сценарии, проводимые министерством культуры и туризма и университетские состязания на лучшие короткометражные картины, способствовали привлечению в киноиндустрию Турции молодого интеллектуального поколения. Такие фильмы, как Тайное лицо Омера Кавура, Пиано, пиано, детка Тунча Башарана, Имдат и Зарифе Несли Чёлгечена, Прощай, завтра Реиса Челика, Бандит Явуза Тургула, Третья страница Зеки Демиркубуза, Турецкая баня и Гарем Суаре Ферзана Озпетека, Пропаганда Синана Четина, Гроздья винограда Томриса Гиритлиоглу, Майская тоска , Далеко Нури Бильге Джейлана и Путешествие к солнцу Ешим Устаоглу получили множество премий на местных и международных кинофестивалях и оказали значительное воздействие на развитие турецкой кинематографии. Молодое турецкое кино, заявившее себя на международной арене, используя психо-социальную, культурную и историческую тематику, продвигается вперед уверенными шагами, занимаясь исследованиями вчерашнего и сегодняшнего дня.

Источник: Справочник Турция , подготовленный турецким Агентстством новостей по заказу Главного управления печати и информации при Правительстве Турции

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Какой отель выбрать?

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image

Достопримечательности:

News image

Сельчук

Город возник на месте знаменитого античного Эфеса, дата основания которого тер...

News image

Кекова – улицы затонувшего города

Каждый школьник знает, что Турция – это пятизвездочный рай для туриста, кругло...

News image

Чатал-Хююк – самый древний город (Турция)

В 1952 году на южном краю Анатолийского плоскогорья Турции, британский археоло...

News image

Ичмелер – море без волн

На прекрасном берегу лазурного моря, неподалеку от Мармариса, расположился неб...

News image

Сафранболу – здесь остановилось время

Таких городов очень мало. Городов, которые выглядят так, будто время остановил...

News image

Гюмюшлюк – древний Миндос

Не обращайте внимания на непривычное русскому уху название, просто знайте о то...

Едем в Стамбул:

News image

Я еду в Стамбул только для шоппинга, в каком районе лучше поселиться?

Ежегодно многие туристы приезжают в Стамбул исключительно для шоппинга. И сего...

News image

Стамбул: инструкция к пользованию

Стамбул у россиян вызывает устойчивые ассоциации с шопниками , наводнившими с...

News image

На руинах: Рождество в Стамбуле

Пушкин: Гоголь, ты в Стамбуле был? - Не был. Там Белинский и Иоанн Крестит...

News image

Достопримечательности Стамбула

Помните фразу из фильма «Бриллиантовая рука» «Стамбул – город контрастов»? Да,...

News image

Стамбул. Падение второго Рима

Весной 1453 года к городу под предводительством султана Мехмеда II, для которо...

News image

История Босфора

В IV в.., до н. э